Компании-призраки и жизнь в провинции: путь российского релоканта в Казахстане
Осенью прошлого года Россия пережила самую массовую волну эмиграции в современной истории. Больше всего россиян тогда принял Казахстан. Многие ли из них остались и насколько республика остается открытой для россиян — рассказывает Александр Беспалов, основатель компании Bespalov Finance, занимающейся консалтингом в области международных финансов
Картина эмиграции
В конце сентября 2022 года на российско-казахстанской границе не было такого коллапса, как на грузинской, но это и понятно — все-таки там имеются десятки пунктов пропуска, а не один Верхний Ларс. Тем не менее граница в Астраханской, Самарской, Саратовской и даже в Оренбургской областях на несколько дней практически встала. Привлекательность республики повышал тот факт, что пересечь границу можно было по внутреннему российскому паспорту.
Всего за сентябрь 2022 года в Казахстан въехало 406 000 россиян, причем большая часть — именно в конце месяца (21 сентября в России была объявлена частичная мобилизация), когда в страну прибывало около 30 000 человек в сутки. А всего за 2022 год, по официальным данным, въехало около 3 млн граждан России. Разумеется, далеко не все из них иммигранты — учитывались все пересечения границы, в том числе с туристическими целями.
По оценкам наших местных партнеров, всего с начала «спецоперации»* в республику переехало на более-менее продолжительное время около миллиона россиян, однако осталось из них не больше 300 000 (есть и более скромные оценки). Большинство или вернулось в Россию, или использовало Казахстан для транзита в другие страны. Для сравнения, в Грузии количество прибывших в 2022 году мигрантов из России оценивалось в 62 300 человек.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Кто остался? В основном, по оценке наших партнеров в Казахстане, это IT-специалисты и представители креативных индустрий, способные работать в удаленном режиме. Они предпочитают космополитичные, хотя и более дорогие по сравнению с остальными городами страны, Алма-Ату и Астану. Большинство выбирает Алма-Ату с ее более теплым климатом, но многие базируются и в столичной Астане. В других локациях обосновались единицы, в основном из-за частных причин (близости к родственникам или желания жить у моря).
Так похоже на Россию
В целом жизнь российских переселенцев в Казахстане можно назвать достаточно комфортной, при этом многим даже не пришлось перестраиваться — их привычная среда не слишком изменилась.
Прежде всего, нет языкового барьера, особенно в Алма-Ате и Астане, где русский язык преобладает. Даже некоторые этнические казахи часто пользуются русским как основным. Некоторые из релокантов учат казахский язык, хотя практической необходимости в этом по большому счету нет. Практически весь документооборот в стране дублируется на русском языке. Есть русские театры, в кинотеатрах идут фильмы и на казахском, и на русском языке.
В чем-то Казахстан даже больше похож на Россию недавнего прошлого, чем Россия нынешняя. Ведь здесь продолжают работать почти все западные бренды, которые покинули территорию нашей страны.
Ксенофобии также не наблюдается — никаких настроений в духе «понаехали тут» (но, разумеется, агрессивная символика и риторика со стороны россиян не приветствуются). В целом местные жители понимают: Казахстан с его огромными пространствами может вместить гораздо больше мигрантов. Тем более что российские релоканты не отнимают работу у местных, а скорее приносят стране деньги и мозги.