Коротко и ясно
По просьбе «Правил жизни» старший редактор «Кинопоиска» и автор канала «Кинокотик» в «Дзене» Ольга Белик рассуждает о том, как менялся способ потребления контента, — а вслед за ним и язык кино.
Немногим больше десяти лет назад вышел первый сезон «Игры престолов». Сериала, который изменил все. Это было масштабное и дорогое зрелище с бюджетами, которые до этого сериалам и не снились. Из чего-то нишевого сериалы внезапно превратились в индустрию, которая может конкурировать с полнометражными кино. Их стало престижно снимать, в них стало престижно сниматься. И если в фильмах нужно было сжимать историю, чтобы уместить в хронометраж, то здесь можно потратить не то что серию, а целый сезон, чтобы глубже раскрыть характеры персонажей и развернуть сюжет.
С другой стороны, в это же время развивался YouTube и другие видеосервисы. То есть параллельно дорогим и традиционным шоу появился доступный и динамичный контент. Возникло множество альтернативных форматов – емких, коротких и ярких, – которые не требуют от зрителя много времени. Достаточно 15 минут, чтобы насладиться историей, погрузиться в приключение – словом, развлечься. И развлекательный контент трансформировался – сначала под стандарты YouTube, а затем, конечно же, и TikTok.
По большому счету язык кино (и сериалов) остался прежним. Как говорится, нот всего семь. С другой стороны, поначалу то, что называли клиповым мышлением, которое затем стало пресловутым «мышлением TikTok», поменяло сам подход создателей к зрителю. Сегодня необходимо сразу захватить его внимание. В первом же эпизоде объяснить, почему он должен это посмотреть. Рассказать, о чем история. Чем-то зацепить. За первые 15 минут нужно сделать очень многое. Язык кино сильно изменился как раз в этом плане.
Есть и другой момент. Развитие видеосервисов и соцсетей привело к переизбытку контента. У зрителя – огромный выбор. Ему все тяжелее ориентироваться. Все меньше людей готовы ждать целый год выхода нового сезона любимого сериала. Контент должен появляться здесь и сейчас. Кроме того, его нужно как-то обсуждать. Необходима эмоциональная реакция. Наиболее хрестоматийный пример – сериал «Остаться в живых». Он вышел немного раньше, но прекрасно иллюстрирует этот тезис. С самого начала сериал быстро собрал верную аудиторию. В это же время случился взлет Twitter. В соцсети шли масштабные обсуждения, разворачивались целые баталии, разрабатывались теории – за которыми, конечно же, следили создатели сериала. Развитие соцсетей сократило дистанцию между зрителем и актером, зрителем и режиссером. Всегда можно было задать вопрос – а иногда даже получить ответ.