Лед и пламя: как Сандре Хюллер удалось стать одной из самых важных актрис своего поколения
19 октября компания «Про: взгляд» выпускает в российский прокат фильм — победитель Каннского фестиваля этого года «Анатомия падения» французского режиссера Жюстин Трие. Главную роль исполнила немка Сандра Хюллер. На примере этого фильма, а также других ярких работ актрисы рассказываем, как она стала незаменимой в международном кино и вдохновила режиссеров на создание главных фильмов этого года.
Мировое кино в этом году отмечено звездой Сандрой Хюллер. Актриса снялась сразу в двух картинах, которые оставили под впечатлением публику как в Европе, так и в Северной Америке. Фильм француженки Жюстин Трие «Анатомия падения» взял «Золотую ветвь» Каннского фестиваля, а на втором месте с Гран-при жюри оказался еще один проект с участием Хюллер — драма про холокост Джонатана Глейзера «Зона интересов». Оба фильма с успехом прошли и на смотрах в Теллерайде и Торонто. Сняться сразу в двух значительных для мирового кино картинах за один год удается не каждому актеру. Впрочем, Хюллер не раз доказывала свою уникальность. Однако, несмотря на столь большое внимание к своей персоне, немка не теряет голову и к перспективам карьеры в Америке и номинации на премию «Оскар» относится как минимум с иронией.
Хюллер выросла в небольшом городе Фридрихрода в ГДР. Правда, прожила будущая актриса при коммунизме совсем недолго. Как и многие восточные немцы, она вспоминает о том времени с ностальгией. Серьезная для своего юного возраста Сандра знала, что ее будущее определено, и в социалистическом государстве ее больше всего привлекало отсутствие выбора: «У нас был один сорт молока, один сорт масла, один сорт хлеба, и ты ходил в магазин, чтобы просто купить все необходимое. Такой вещи, как шопинг, не существовало — ходить и выбирать то, что тебе нравится. Было не так много стресса. Было больше места для отдыха, скуки, создания вещей из ничего».
Когда Сандре было 11 лет, пала Берлинская стена и пришло время выбирать. Увлечение актерским мастерством в любительских кружках быстро перешло в страсть, и в 1996 году Хюллер переехала в Берлин и поступила в престижную Академию драматических искусств Эрнста Буша. Правда, за Берлин Хюллер не держалась, так же как впоследствии не будет держаться за карьеру в Голливуде. Она играла в театрах в Йене, Ганновере, Мюнхене, Фрайбурге, Лейпциге и Цюрихе.
«Реквием» / Requiem (2005)
- Режиссер: Ханс-Кристиан Шмид
- Жанр: драма
Хюллер всегда видела себя как театральную актрису и не стремилась построить карьеру в кино. Ее первая большая кинороль случилась после семи лет в театре. В фильме «Реквием» Ханса-Кристиана Шмида 28-летняя Хюллер сыграла Микаэлу Кинглер, эпилептика, которую в ее церкви считали одержимой демонами. История основана на реальной жизни Анны-Элизабет Михель, страдавшей от тяжелой формы эпилепсии. Родители, убежденные, что девушкой овладели бесы, уговорили ее обратиться к католическому священнику. Над ней провели несколько обрядом экзорцизма, и девушка умерла от истощения и обезвоживания.
Самое жуткое в фильме — сцены тяжелых припадков героини, в которых Хюллер как будто полностью отдается во власть момента и забывает о своей личности. Игра актрисы впечатлила и испугала не только зрителей Берлинале, где прошла премьера «Реквиема», но и жюри во главе с актрисой Шарлоттой Рэмплинг. Первая большая роль сразу же принесла Хюллер «Серебряного медведя» Берлинале, а сама актриса стала главной надеждой немецкого кино, к чему она была абсолютно не готова. До победы на Берлинале она даже не знала о существовании этого фестиваля.
«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann (2016)
- Режиссер: Марен Аде
- Жанр: драма, комедия
Трехчасовая немецкая комедия об отношениях отца и дочери… Немецкая комедия — уже само по себе оксюморон. Все-таки немцы явно не знамениты своим чувством юмора. Странный громоздкий фильм режиссера Марен Аде «Тони Эрдманн» не сильно привлекал даже привыкших ко всякому фестивальных критиков. От него ничего не ждали, многие на Каннском фестивале его пропустили, и очень зря. Во время пресс-показа журналисты, увидевшие «Тони Эрдманна» первыми в мире, взрывались овациями, фильм получил самую высокую оценку критиков в истории фестиваля, а Аде и Хюллер стали новыми лицами европейского кино. Как оказалось, немцы могут быть смешными, но их юмор рождается совершенно случайно, из отчаяния.