Сколько должна стоить чашка кофе, чтобы владелец кафе получал прибыль
Из чего складывается стоимость чашки кофе, почему продавать в кофейне авокадо и смузи не так выгодно как кажется и имеет ли смысл продавать вместе с кофе навынос сигареты — в отрывке из книги владелицы сети кофеен Александры Коняхиной «Локальный бизнес. Как найти удачное место и превратить его в кофейню, салон красоты, винотеку или другое дело»
Юристка Александра Коняхина любила заходить в кофейню по дороге на работу, там она познакомилась с бариста. Слово за слово, ей пришла идея вместе с ней открыть кофейню. Теперь она не только юристка, но и основательница сети «Столица кофе» и делится своим опытом в области локального бизнеса.
Под локальным бизнесом принято понимать офлайн-точки, где человек может получить различные товары и услуги по пути домой или на работу. То есть это бизнес, привязанный к определенной локации. Это может быть салон красоты рядом с вашим домом, закусочная рядом с метро или кофейня в бизнес-центре, где вы работаете. У каждой из этих локаций будут свои особенности — своя целевая аудитория и свой тип бизнеса.
Целевая аудитория таких предприятий — люди, живущие или работающие неподалеку. Чаще всего это малый бизнес в форме ИП или ООО. Обычно это:
- кофейни;
- пиццерии, хот-дожные, кафе и рестораны — одним словом, общепит;
- салоны красоты и парикмахерские;
- минимаркеты, табачные магазины и алкомаркеты;
- сервисы технического обслуживания, шиномонтажи и автомойки;
- цветочные мастерские;
- аптеки.
Александра Коняхина рассказала обо всех этапах такого бизнеса в своей книге «Локальный бизнес. Как найти удачное место и превратить его в кофейню, салон красоты, винотеку или другое дело». В ней она объясняет на собственном опыте, как искать локацию, как договариваться с арендатором, где искать поставщиков и почему не стоит открывать салон красоты рядом с метро. Книга вышла в сентябре в издательстве «Бомбора». Forbes публикует отрывок.
Как устанавливать цены?
«Запомните главное — ставить цены «как у конкурента» нельзя. Вы не знаете, по какой цене он закупает расходники и товары, сколько стоит его аренда и как много он платит сотрудникам. При такой цене его математика сходится, а вот ваша может не сойтись — и вы никогда не выйдете в плюс. Оставьте этот метод другим, пусть разоряются. Сейчас научу делать все грамотно.
Для начала складываем все переменные издержки — этот пункт есть в вашей финмодели, и берем цифру оттуда. Здесь напомню: к переменным относятся, например, себестоимость товара, его упаковка, сдельная часть оплаты труда сотрудников, при условии что вы используете такую схему. Если продукт позволяет, рассчитывайте затраты на единицу товара. Скажем, на одну восковую свечу нужно 100 грамм воска — это 17 рублей, грамм отдушки — это еще 9 рублей. И так далее.
Иногда проще взять готовый расчет на месяц из финмодели и перевести его в единицу продукта. Покажу на упрощенном примере:
Себестоимость напитков в месяц: кофе — 12 000 рублей, молоко — 5000 рублей, вода — 2400 рублей.
Упаковка: три вида стаканов, салфетки, трубочки, манжеты для горячих напитков, держатели для двух или четырех стаканов и крышки — 7 000 рублей.
Переменные расходы за месяц: 12 000+5000+2400+7000=26 400 рублей.
Мы учитывали, что этого хватит на 400 напитков. Выходит, себестоимость одной чашки — в среднем 66 рублей.
Дальше считаем постоянные издержки — аренду, зарплаты, банковское обслуживание и все, что вы платите независимо от количества продаж. Пересчитываем на единицу продукта.
В нашей финмодели вышло 73 000 рублей. На одну чашку кофе приходится 73 000:400=182,5 рублей.
Осталось сложить эти показатели. Всего получается 66+182,5=242,5 рублей. Цену меньше этой мы устанавливать не можем, даже если у соседей чашка стоит 180 рублей. А чтобы стабильно работать в плюс, к себестоимости товара нужно добавить хотя бы 30% — и вот чашка стоит уже 315 рублей. И это мы не учли комиссию банка и налоги, а цена за чашку кофе даже для Москвы уже кусающаяся.