В чем корни арабо-израильского конфликта: история и современность
Про арабо-израильский конфликт мы еще первоклассниками смотрели неинтересные взрослые передачи. MAXIM пытается разобраться в истории и причинах самого долгого противостояния за всю историю человечества.
Кто есть кто
Арабы вовсе не должны любить евреев. Это было бы ненормально. Народы вообще не склонны любить друг друга, в особенности соседи. Но при этом отнюдь не обязательно кипеть лютой ненавистью и жаждать крови. Почему арабы мечтают о гибели Израиля и приветствуют террористов, сеющих в нем смерть? Это долгая история.
Начнем с того, что и в Палестине, и на юге Ливана враждуют с израильтянами вовсе не чистые арабы, а люди, в жилах которых течет густая смесь хананейской, аморейской, иевусейской, хеттской, финикийской, идумейской, аммонитской и другой крови. Присутствует здесь, разумеется, и толика арабской крови. Но ее значение и объемы не стоит преувеличивать. Пусть жители здесь говорят по-арабски, носят арабские имена и по большей части исповедуют ислам, но это не сделало их арабами. Как не стали греками русские, приняв греческую веру и до сих пор пользуясь в основном греческими именами.
Палестинцы чисто умозрительно признают себя арабами: это обеспечивает им поддержку арабских государств. Но претендуют на землю своего обитания они именно в качестве палестинцев. И именно в этом качестве таких прав у них ничуть не меньше, чем у израильтян.
Чемодан, вокзал, Сион!
Евреи во многих отношениях народ уникальный. В течение почти двух тысячелетий они не имели ни своего государства, ни своей территории. Они были разбросаны по разным странам и континентам, что не помешало им сохранить национальную идентичность. В этом с евреями могут сравниться разве что цыгане.
Но в отличие от цыган евреям удалось совершить почти невозможное. Они вернулись на свою историческую родину — Землю обетованную. И между прочим, во второй раз. Через 3000 лет с момента возвращения из плена египетского, довольно подробно изображенного в Моисеевом Пятикнижии. Большинство образованных, разумных людей Европы на рубеже XIX–XX веков весьма снисходительно относилось к идеям сионизма (учение о возможности самоосвобождения еврейского народа путем совершения массовой алии — возвращения на историческую родину, восхождения на Сион).
Сионисты же в конечном счете доказали, что их мечты не были фантазиями. Тем не менее и они не могли предвидеть всех последствий своей затеи. Ведь, готовясь преодолеть чисто географические пределы, они автоматически обрекли свой народ на путешествие во времени. Вернувшись в Палестину, евреи оказались в собственном древнем прошлом: они воюют с теми же соседями — тирянами, сирийцами, вавилонянами и персами (они теперь называют себя иранцами, иракцами и т.д.) — и ровно на тех же полях сражений. Как будто и не уезжали. Впрочем, до Первой мировой войны арабская и еврейская части населения Палестины как-то уживались.
Проблемы начались с развалом Османской империи и приходом британцев. Во время войны еврейское население Палестины оказало Британии существенную помощь в борьбе с Османской империей. Англичане, в свою очередь, выказали благосклонное отношение к сионистам. В 1917 году Британия выступила с декларацией, гарантировавшей евреям помощь в создании «национального очага» в Палестине. Под это благое дело в 1922 году англичане получили от вновь сформированной Лиги Наций мандат на данную территорию до 1948 года.
Проблемы начались с развалом Османской империи и приходом британцев. Во время войны еврейское население Палестины оказало Британии существенную помощь в борьбе с Османской империей. Англичане, в свою очередь, выказали благосклонное отношение к сионистам. В 1917 году Британия выступила с декларацией, гарантировавшей евреям помощь в создании «национального очага» в Палестине. Под это благое дело в 1922 году англичане получили от вновь сформированной Лиги Наций мандат на данную территорию до 1948 года.
Начало террора
К 1948 году в Палестине насчитывалось 650 000 евреев — против 1 300 000 арабов. Близкий уход англичан накалил ситуацию. Примерно за полгода до этого события, 29 ноября 1947-го, ООН приняла план будущего раздела Палестины, по которому она делилась между арабами и евреями почти поровну. Однако Арабский исполнительный комитет отклонил план. Казалось, что дни евреев в Палестине сочтены.
Положение сионистов действительно было незавидным. Полулегальные отряды еврейской самообороны — «Хагана» и «Палмах» — имели обученный 60-тысячный резерв. Тем не менее из-за нехватки оружия и боеприпасов в активных действиях могла участвовать едва ли его треть. Еврейские поселения и кибуцы были разбросаны, и нарушить коммуникации между ними было нетрудно. В очень уязвимом положении оказалась находившаяся в плотном арабском кольце еврейская часть Иерусалима.
Но и у «Воинов джихада», просирийской «Арабской армии спасения» и египетских «Мусульманских братьев» все складывалось не слишком просто. В отличие от «Хаганы», в их отрядах никто не занимался ни дисциплиной, ни систематической военной подготовкой. Обеспечение боеприпасами, провизией и медицинской помощью по большей части было отдано на милость Аллаха. Практически отсутствовали опытные офицеры, прошедшие, подобно командирам «Палмаха», практику борьбы с нацистами и вишистскими властями в Сирии во время Второй мировой.
Еще большей проблемой была не прекращавшаяся грызня лидеров формирований между собой. В ожидании вывода английских войск обе стороны развернули жестокую террористическую войну: заминированные автомобили и самодельные бомбы ежемесячно убивали сотни арабов и евреев.
Война за независимость
14 мая 1948 года, в последний день действия британского мандата, евреи оказались проворнее: как только очередной английский гарнизон покидал свою базу для посадки на корабль, его место немедленно занимало подразделение «Хаганы». Попутно, по ленинскому завету, они брали под контроль почты, телефонные станции, полицейские участки и т. п. Сопротивление арабов оказалось редким и неуверенным.
В тот же день Давид Бен-Гурион провозгласил создание государства Израиль. Руководитель «Воинов джихада» муфтий Амин Аль-Хуссейни, большой друг покойного Гитлера, был бы рад последовать его примеру и объявить о рождении арабского государства, но большинство арабов, включая членов Арабского комитета, попросту сбежали с территорий, оказавшихся под еврейским контролем.
Вопреки воинственным заявлениям, Лига арабских государств смогла выставить лишь 42 ООО солдат и добровольцев, в том числе семитысячный Арабский легион британского командира Джона Глабба (Глабба-паша), принявшего ислам.
У защищавших Иерусалим евреев в тот момент даже минометы можно было пересчитать по пальцам двух рук. Будущая премьер-министр Израиля Голда Меир уже совершила свою поездку в США, где смогла собрать среди американских евреев 50 миллионов долларов на сионистское дело. То была огромная сумма, но оружие и боеприпасы, приобретенные в Европе на эти средства, еще не успели дойти до порта Хайфы.