Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Революционные изменения на рынке труда отражаются и на мотивации молодых сотрудников — поколения Z и поздних миллениалов. Если раньше карьерный рост ассоциировался прежде всего с финансовой стабильностью и накоплением капитала, то сегодня в приоритете развитие, собственный интерес к работе, ценности компании и поиск личной идентичности. О том как работодателям правильно воспринимать новые тенденции, рассуждает GR-директор «Нетологии» Валентина Куренкова
Для начала важно понять, что новое отношение молодежи к работе — не прихоть, а реакция на социально-экономические реалии: от повышения цен на жилье до ускорения цифровой трансформации. Согласно исследованию, проведенному Deloitte в 2023 году, во время экономического спада молодые люди откладывают важные жизненные решения, такие как покупка дома или создание семьи. При этом у представителей поколения Z и миллениалов высокие ожидания по отношению к работодателям: они обеспокоены состоянием окружающей среды, выбирают компании с близкими себе ценностями, стремятся к балансу работы и личной жизни и заботятся о своем ментальном здоровье.
Мотивация не в ипотеке
Одним из ключевых факторов, меняющих мотивацию молодых людей стал кризис доступности жилья. В 2010-е цены на недвижимость в развитых странах росли в разы быстрее зарплат, превратив в недостижимую мечту собственный дом для тех, кому меньше 30 лет. Молодые люди оказались перед выбором: арендовать жилье по высоким рыночным ценам, выплачивать до конца жизни ипотеку или искать альтернативные пути вроде переезда туда, где жилье более доступно.
Исследования показывают, что недоступность жилья снижает производительность труда. И если раньше рост дохода напрямую означал шаг к самостоятельной жизни — «работать, чтобы купить» — то теперь он этого не гарантирует. Это верно и для России. По данным ЦБ, сегодня цены на новостройки и вторичное жилье растут быстрее среднедушевых денежных доходов населения, что делает покупку собственного жилья практически невозможной для молодежи.
С 1 июля 2024 года закончилась программа ипотеки с господдержкой под 8% годовых, выросли и рыночные ставки по ипотеке, при этом ЦБ отмечает, что оставшиеся субсидируемые программы не привели к росту доступности жилья, этот показатель в 2025 году остался на уровне начала 2024 года. Молодые люди сталкиваются с реальностью, где даже высокая зарплата не покрывает ипотеку. Логично, что по данным ВЦИОМ, миллениалы и представители Gen Z чаще других поколений прибегают к аренде.