«Отличная тренировка борьбы со страхами»: как женщины покоряют большие города
Женщина из провинции едет покорять столицу — это мем, об этом снято множество фильмов и написано множество книг. Но реальность часто оказывается интереснее любых выдумок. О том, как на самом деле женщины строят карьеру в больших городах, нам рассказали телеведущая Елена Летучая, комик Ирина Чеснокова, актриса и режиссер Светлана Устинова, певица Вера Мусаелян и предпринимательницы Маша Бородецкая и Алиса Чумаченко во время сессии на FWD. Woman Summit, который прошел 29 сентября в Москве.
Мы продолжаем публиковать самые интересные моменты дискуссий, которые прошли 29 сентября в Москве во время саммита о гендерном равенстве FWD. Woman Summit. Главная тема 2023 года — жизнь женщин по всей стране за пределами столиц. О том, как женщины реализуют мечты и строят карьеры в больших городах, говорили:
Елена Летучая, тележурналист, телеведущая, продюсер, амбассадор фонда «Подари жизнь»;
Ирина Чеснокова, актриса, продюсер, владелица международной сети баров MEOW, основательница и ведущая шоу «Бар в большом городе», CEO Hoppie app;
Алиса Чумаченко, предприниматель, основатель Game Insight, GOSU Data Lab, и «Сбер Игры»;
Мария Бородецкая, соосновательница и CEO образовательной платформы «Синхронизация»;
Вера Мусаелян, солистка поп-рок-группы «АлоэВера»;
Светлана Устинова, актриса и режиссер.
Модератор дискуссии — главный редактор Forbes Woman Юля Варшавская
Что такое «завоевать» город
Елена Летучая: Я выросла в маленьком городке в Амурской области. Мои родители строили БАМ, поэтому я, так скажем, деревенская девчонка. Потом я переехала в Ярославль, а затем уже в Москву. Многие говорят, что обязательно нужно куда-то переезжать, чтобы чего-то достигнуть. Я считаю, что это все [не про место жительства, а] про гармонию и про счастье.
Я финансист, но в какой-то момент поняла, что мне не очень нравится моя работа. В 27 лет я решила, что хочу сменить профессию. Я хотела быть телевизионным продюсером, и моя мечта тогда свершилась. То есть я уже тогда стала счастливым человеком, а не когда меня узнала вся страна.
Женщины в нашей стране все время сталкиваются со стереотипами. Когда в 30 лет ты не замужем, тебе говорят: «А почему не замужем, почему не родила детей?» Когда в 27 лет я захотела поменять профессию, мне говорили: «Тебе уже 27, ты собралась что-то менять?» Когда я пошла в «Останкино», мне говорили: «Останкино», телевидение? Тебя никуда не возьмут, потому что берут только своих». Я себе очень благодарна за то, что решилась.
Так случилось, что мой путь к настоящей себе был связан с фондом «Подари жизнь». Когда я уже была публичным человеком, фонд написал большое официальное письмо, предложив мне стать амбассадором. Я быстро согласилась, они даже не поняли, почему. Я говорю: «Вы просто не представляете, насколько я хорошо знаю, как работает ваш фонд, как вы помогаете». Я первый свой сюжет журналистский сняла именно тогда, когда в Российской детской клинической больнице открывался новый корпус, можно сказать, моя журналистская деятельность началась с сюжета про фонд «Подари жизнь».
Вера Мусаелян: Я родилась в Нижнем Тагиле, переехала в Екатеринбург, затем в Москву, а сейчас нахожусь в Берлине. Недавно я нашла видео, где мне пять или шесть лет и я хожу рядом с папой и говорю: «Меня снимай! Меня!» Я с детства хотела быть артисткой. Я понимала, что [сцена] это то место, где я чувствую себя так, как нигде. Наверное, самый большой шаг — это признаться себе в этом даже в Нижнем Тагиле, где единственное предприятие ― это Уралвагонзавод.
Я переехала в Екатеринбург, потому что поняла, что в Нижнем Тагиле не могу даже соприкоснуться ни с чем таким, что совпадает с моим желанием. Мой переезд в Москву тоже связан с тем, что в Екатеринбурге мне стало тесно. Ведь что такое «завоевать» город? «Завоевать» ― это подчинить своей власти. Какой власти, кого я могу там подчинить? Я не иду никого завоевывать. Потому что если ты идешь завоевывать, это борьба, и ты можешь проиграть. Но когда ты идешь не завоевывать, а сотрудничать, то уже не проиграешь.
Я не могу сказать, что это было легко. У меня совсем не было денег. Когда я приехала в Москву, пела в подземных переходах и ночевала в «Макдональдсе». Мы жили впятером в маленькой комнате за городом. У меня не было даже денег на электричку — я каждое утро качала руки, чтобы уметь влезть на перрон и ехать в Москву зайцем. Но это все не казалось болезненным, потому что мне было интересно делать то, что я делаю. Для меня был восторг, что я пою свою песню, и вдруг приходит 10 человек. Я хотела поцеловать каждого из этих 10.
Ирина Чеснокова: Я начала играть в КВН в Воронеже просто потому, что «прикольно», но потом очень стеснялась этой страницы своего прошлого: «Да я актриса, вы не понимаете». А сейчас осознаю, что это было круто, потому что это школа, где готовят универсальных солдат. Там тебя учат и шить, и одеваться, и краситься, и придумывать шутки, и выступать, и снимать, и писать, и переписывать, и никогда не расстраиваться, если тебе говорят: «Все надо переделать завтра». У тебя нет варианта, у тебя нет даже мысли, что «да ну». Ты такой: «Понял, все. Значит, не спим ближайшую неделю. У нас же есть великая цель. Кстати, какая? Не знаем. Но делаем». И это очень круто. Но для того возраста, потому что сейчас ты начинаешь себе задавать вопросы: зачем? Слава богу, в какой-то момент я начала себе задавать эти вопросы.