Нина Дворжецкая поделилась своими взглядами на профессию артиста

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Нина Дворжецкая: «На «Оттепели» меня назвали пионервожатой»

«Я не ехала на пробы до последнего. Трусила, боялась, что он скажет: «Спасибо большое, Нина, до свидания», — и будет в моей биографии вечная отметка: «Не прошла к Валерию Тодоровскому». Мы, артистки, трепетные очень...»

Алла Занимонец

Фото: Архив «7 Дней»

ина, давайте начнем разговор с сериала «Бедные Абрамовичи», который сейчас идет в онлайн-кинотеатре START, где вы играете харизматичную мать главного героя — Бори. Как вы, человек, далекий от цифрового поколения, вообще воспринимаете фильмы не в кинотеатрах и не по телевизору?

— Я ретроградная рухлядь, динозавр, мастодонт... Положа руку на сердце, скажу: когда мне прислали сценарий, и там была отметка «для онлайн-кинотеатра», я подумала: «Ну сценарий мне нравится, идея хорошая, снимусь ради удовольствия, все равно никто не увидит». В моем понимании все смотрят исключительно телевизор. Но мой сын, продвинутый молодой оператор Михаил Дворжецкий, сказал: «Знаешь, мама, ты ничего не понимаешь! Мы-то, молодые, как раз все смотрим на платформах, это ты в отстающих».

В общем, я надеюсь, что зрителям наши «Бедные Абрамовичи» понравятся. Это добрая, веселая, нежная история о большой, трогательной и нелепой еврейской семье, живущей под одной крышей в центре Москвы.

— Чем вам понравился сценарий? Знаю, что вы очень избирательны.

— Сценариев приходит очень много. Я практически все время отказываюсь, потому что все это что-то кошмарное. Нет кино — и это не кино. Не знаю, может, гордыня во мне чрезмерная, но только если в биографии актера есть что-то значимое, то сниматься ради того, чтобы сниматься, не стоит.

Мне не нравится и то, ЧТО предлагают, и то, КАК написан сценарий. Древнемонгольский язык не близок.

Нина Дворжецкая в спектакле «Инь и Ян. Черная версия», РАМТ, 2016 год. Фото: Мария Моисеева / из архива РАМТ

— Вы имеет в виду нецензурщину?

— Да... Раньше я считала, что так только грузчики в овощном магазине разговаривают, но теперь оказывается, что так говорят даже дети, если судить по многим сценариям. До рвоты, честное слово... Или присылают какую-то туфтень из жизни муравьев. И это не отражение действительности, а слепок с какой-то серой, скучной, трагической жизни. Не хочу я в таком участвовать и не участвую.

Благо мы живем в продвинутом мире, у меня есть агенты, они не сдаются и время от времени присылают мне на электронную почту сценарии. Так однажды я наткнулась на письмо, где значилось: история о «Бедных Абрамовичах».

Одно название насмешило. И преамбула продюсеров откликнулась, речь шла о том, что сериал познакомит широкую аудиторию с жизнью обычных российских евреев. А поскольку я сама еврейка по папе, мне показалось все это любопытным.

Договорились о встрече с режиссером Илюшей Фарфелем. А я — девушка омерзительно капризная. Помимо требовательности к качеству сценариев, я еще не пишу самопробы. Считаю это издевательством и унижением артиста. Пробы должны быть именно пробами — с профессиональным светом, а не с кольцом блогера, с оператором, а не с телефоном, прислоненным к книжкам. Должны быть грим, костюм и партнеры. И режиссер, и репетиция, где мне должны сказать, чего от меня хотят. Чтобы в кадре я не была Ниной Дворжецкой, а стала бы персонажем.

Как-то приехала пробоваться на роль мамы толстого человека. Я спрашиваю:

— А где партнер?

Выходит молодой человек — ростом мне по пояс, худой, как спичка, и говорит:

— Я вам помогу, подыграю.

От слова «подыгрывать» я взлетаю высоко-высоко в небеса. Я сказала:

— Спасибо большое, до свидания, мне некогда.

Тот человек вовсе не виноват. Само предложение произвело на меня чудовищное впечатление, все это страшное неуважение к актерской профессии. Я ничего не могу сделать с этими людьми, не могу их перевоспитать, я работаю над собой.

Однажды кинорежиссер Стас Назиров позвал меня сниматься в фильме «Старая развалина» без всяких проб. Я купилась и на название — сценарий тогда назывался «Старая рухлядь», и на то, что Стасик сразу сказал: «Никаких проб, снимаешься!»

Так же получилось и с Верой Сторожевой, у которой я снялась в картине «Сдается дом со всеми неудобствами». Вера — это имя в киноиндустрии, на встречу с ней на «Мосфильм» я ехала с замиранием сердца... Текст мне прислали, но я его не учила. Не умею я учить то, чего не понимаю вне контекста. Можно вызубрить, но получится как в школе — «Буря мглою небо кроет...» Это не актерская работа.

Приехала я к Вере и говорю:

— Здравствуйте, вы будете меня пробовать?

— Нет, мы с вами просто поговорим. Рядом будет ходить оператор, не обращайте внимания, нам необходимо сделать запись для канала... — ответила Вера.

Сели беседовать: «Как ваши дети, сколько их у вас? Как в театре?» И все. Меня утвердили.

С Илюшей Фарфелем, режиссером «Бедных Абрамовичей», вышла, на счастье, похожая история. Мы договорились встретиться, я разволновалась: сценарий приглянулся, и я уже что-то фантазировала. Не важно, что я народная артистка Российской Федерации и вообще королева Шантеклера в вопросе проб, мне всегда хочется понравиться режиссеру. Если нравится и сценарий, конечно.

По этому поводу я напялила модные очки известного бренда, непонятно же, будут фотографировать или нет. Мне все-таки 62 года. И хотя я к себе хорошо отношусь, но у меня мешки под глазами! Очки хорошие, только я забыла напрочь, что они на две диоптрии меньше. Села в такси и только тогда поняла, что вижу все будто в дымке. С Илюшей мы поговорили, он рассказал, что хочет показать зрителям быт и традиции евреев. Что такое Ханука, Пурим, зачем обрезание. И все это с юмором. И моя героиня — Дина Марковна, персонаж внятный и объемный.

Все это мне понравилось еще больше, одно я не разобрала в тот день — как Илюша выглядит, поняла только, что парень он молодой. И когда я его увидела второй раз, не узнала, прошла мимо. У меня почему-то все получается комедийно...

— Ваша героиня Дина Марковна — гинеколог с 40-летним стажем. В ней есть черты вашей родной бабушки, которая тоже была врачом и оказала на вас большое влияние?

— Конечно. Бабушка была хирургом-онкологом. Мы не жили в одном доме, но это не важно. У нас в семье была поговорка: «Если бабушка сказала лёв, значит, лёв, а не лев».

Как бабушка решала, так все и делали. Все эти параллели с родной бабушкой стали крутиться в моей голове еще до того, как я узнала, что роль Дины — моя.

В первый съемочный день у меня подкашивались ноги, я безумно нервничала. Я же не снимаюсь из фильма в фильм, у меня нет пресыщения: а, съемки, и ладно. Нет, я сильно волнуюсь: какая группа, какие гримеры, какой оператор. Со всеми надо наладить отношения, познакомиться, притереться. И Илюшу я совсем не знала. Он говорил с легким акцентом, и я не знала почему.

«Параллели с родной бабушкой стали крутиться в моей голове еще до того, как я узнала, что роль Дины — моя». Денис Котов, Нина Дворжецкая, Анна Банщикова, Евгения Вайс, Баястан Колдошалы на съемках сериала «Бедные Абрамовичи», 2023 год. «Параллели с родной бабушкой стали крутиться в моей голове еще до того, как я узнала, что роль Дины — моя». Денис Котов, Нина Дворжецкая, Анна Банщикова, Евгения Вайс, Баястан Колдошалы на съемках сериала «Бедные Абрамовичи», 2023 год Фото: онлайн-кинотеатр Start

Это уже позже выяснилось, что русский язык он начал учить недавно. Что он наш, рожденный в «эсесесере», увезенный еще ребенком в Израиль.

Видимо, родители говорили по-русски, потому что речь он понимает, хотя некоторые слова приходилось объяснять.

Илюша работал профессионально. У него в планшете было все — и раскадровка, и референсы. Причем все пояснения написаны по-английски. Он образованный человек, и снимал не от фонаря, а с полным пониманием того, что делает. И Гера Сандлер, наше достояние и моя любовь, сыгравший Борю Абрамовича, тоже профессионал высокого уровня и человек эрудированный. Гера тоже «мейд ин СССР» — его тоже увезли в Израиль еще мальчишкой. Говорит на русском без акцента, знает иврит, идиш. Он помогал с произношением Хаиму — Семену Стругачеву. Они и пели, и какие-то обряды совершали, Герка все это знает.

«В первый съемочный день у меня подкашивались ноги, я безумно нервничала. Я же не снимаюсь из фильма в фильм, у меня нет пресыщения: а, съемки, и ладно». Евгения Вайс, Нина Дворжецкая, Анна Банщикова в сериале «Бедные Абрамовичи», 2023 год. Фото: онлайн-кинотеатр Start

— Нина, вы сказали, что если в послужном списке актера есть значимые работы, которыми он гордится, лучше в ерунде не сниматься. Какими работами вы лично гордитесь?

— «Оттепелью» в первую очередь. Фильм замечательный! Он снят десять лет назад, его часто показывают по телевизору, нередко ко мне подходят люди и благодарят за роль Регины Марковны, в такие моменты самооценка повышается. Но нет такого: о, как шикарно я сыграла!

Еще я люблю «Мурку», свою Цилю Центнер. Эта роль мне нравится даже больше, потому что там, на мой взгляд, более серьезная актерская работа. У меня вахтанговская школа за плечами, я с удовольствием прохожу как актриса любые трансформации. В «Мурке» мне было непросто, поэтому интересно.

«Фильм замечательный! Он снят десять лет назад, его часто показывают по телевизору, нередко ко мне подходят люди и благодарят за роль Регины Марковны, в такие моменты самооценка повышается». Нина Дворжецкая и Михаил Ефремов в сериале «Оттепель», 2013 год. Фото: пресс-служба Первого канала, студия «Мармот-фильм»

— Это случайное совпадение, что у двух ваших героинь — из «Оттепели» и «Бедных Абрамовичей» — отчество одно и то же, обе Марковны?

— Это не первый раз, еще несколько моих героинь, какие-то судьи и кто-то еще, были Марковны. Случается, что в жизни кто-то звонит по телефону и говорит: «Здравствуйте, Нина Марковна». Я шучу по этому поводу, что все мои героини, видимо, от одного отца Марка.

— Чем запомнились съемки в «Оттепели» и работа с Валерием Тодоровским?

— Я не ехала на пробы до последнего. Трусила, боялась, что он скажет: «Спасибо большое, Нина, до свидания», — и будет в моей биографии вечная отметка: «Не прошла к Валерию Тодоровскому». Мы, артистки, очень трепетные...

Однажды мои агенты сказали: «Нина, слушай, ну возьми себя в руки, сам Тодоровский тебя приглашает, причем уже не раз от него звонили. И нам приходится врать, что тебя нет в городе. Ну сколько можно!» Так наконец состоялась наша встреча, и я попала в «Оттепель».

— Без ненавистных вам проб или тут вы сделали исключение?

— У Валерия Петровича пробы были с незнакомым мне актером, эту роль потом Павел Деревянко сыграл. Я очень сильно нервничала, думала: «Ой, как страшно, не буду вообще ничего играть, просто скажу текст, и все. Не возьмут — поеду плакать домой».

С таким настроем и приехала. Причем выглядела красавицей — ресницы, тени, прическа. И тут гример говорит: «Ну, пойдемте умываться». У меня шок и ступор: а как же красота?!

Моя героиня Регина Марковна, помреж на съемочной площадке, весь фильм проходила с «бараном» на голове. Иногда ее укладывали, красили. С гримерами в те смены шутили: мы сегодня как Татьяна Доронина!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу» Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу»

Это было похоже на поклонение «Битлз» — такая же армия фанаток

Коллекция. Караван историй
Ночная тревожность: как вернуть здоровый сон Ночная тревожность: как вернуть здоровый сон

Если переживания накапливаются и мешают сну, то это уже плохо. Как быть?

Здоровье
«Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем» «Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем»

Саша выделялся среди нас. Он был самым общительным и самым недисциплинированным

Караван историй
У американки с двумя матками выявили беременность в обеих У американки с двумя матками выявили беременность в обеих

32-летняя жительница Алабамы с двумя матками вынашивает ребенка в каждой из них

N+1
Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки» Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки»

Большое интервью с Татьяной Васильевой

Коллекция. Караван историй
Негативные мысли о себе: техника разворота на 180 градусов Негативные мысли о себе: техника разворота на 180 градусов

Как быстро и эффективно оспорить собственные представления о себе?

Psychologies
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Чем закусывали пиво в СССР? Чем закусывали пиво в СССР?

Сушки — одна из самых популярных закусок в советское время

Maxim
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
4 гормональных типа любви: кто вы — строитель или переговорщик? 4 гормональных типа любви: кто вы — строитель или переговорщик?

Как гормоны влияют на то, каких партнеров мы выбираем?

Psychologies
«Возможен отказ в гарантии». Как установить подогрев в китайскую машину «Возможен отказ в гарантии». Как установить подогрев в китайскую машину

Эксперты перечислили риски при установке подогрева сидений в автомобили из Китая

РБК
Выдвинуть диверсию: как растет число инсайдерских атак от рядовых пользователей Выдвинуть диверсию: как растет число инсайдерских атак от рядовых пользователей

С начала года количество атак инсайдеров выросло в 1,5 раза

Forbes
Я люблю людей. О спектакле «Мизантроп и я» на сцене РАМТа Я люблю людей. О спектакле «Мизантроп и я» на сцене РАМТа

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Мизантроп и я»

СНОБ
Илья Любимов: «Я долгое время проверял мир на прочность» Илья Любимов: «Я долгое время проверял мир на прочность»

Илья Любимов рассказал о своей семье и о том, как начиналась его карьера

Коллекция. Караван историй
Про напиток из цикория Про напиток из цикория

Есть время и место для кофе и есть время и место для цикория

Наука и жизнь
«Требуйте в лучших магазинах и аптеках»: история советского шампанского «Требуйте в лучших магазинах и аптеках»: история советского шампанского

Советское шампанское: как оно появилось и стало массовым

ТехИнсайдер
Плоды революции Плоды революции

В каком направлении идет развитие «тихой» яхтенной революции?

Y Magazine
Поворот к себе Поворот к себе

Соня Аржаных — о первом гонораре, синдроме самозванца и мечте написать сценарий

Grazia
Дело не в мышцах, а в мозге: Янник Синнер тренируется по уникальной методике Дело не в мышцах, а в мозге: Янник Синнер тренируется по уникальной методике

Кто такой доктор Чеккарелли и в чем суть его волшебной методики

Forbes
Порнозависимость: что это и как с ней бороться Порнозависимость: что это и как с ней бороться

Когда просмотр порно становится зависимостью?

РБК
Зеленый свет: каким получился новый кроссовер Jaecoo J7 Зеленый свет: каким получился новый кроссовер Jaecoo J7

Jaecoo J7 — кроссовер, который оценят жители мегаполисов и небольших городов

Forbes
Осознанные сновидения: за и против Осознанные сновидения: за и против

Чего только не обещают нам адепты осознанных сновидений. Что это за явление?

Psychologies
«Кешбэки работают лучше всего — людям нравится получать „живые“ деньги» «Кешбэки работают лучше всего — людям нравится получать „живые“ деньги»

Существует ли альтернатива кешбэку?

Деньги
Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение» Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение»

О Римме Марковой рассказывают ее дочь Татьяна Никитина и друг — Сергей Касьянов

Караван историй
Сверхнедоверие Сверхнедоверие

Страшный суд для одного ученого и комнатной сверхпроводимости

N+1
Такое все зеленое Такое все зеленое

Зеленая диета + 14 лучших продуктов

Лиза
«Я не видел, но лампочку поменяйте». Как пройти техосмотр — личный опыт «Я не видел, но лампочку поменяйте». Как пройти техосмотр — личный опыт

Насколько сложно пройти техосмотр?

РБК
Писатель Леонид Юзефович — Forbes: «В истории нас утешает повторение» Писатель Леонид Юзефович — Forbes: «В истории нас утешает повторение»

Леонид Юзефович — почему история нас как будто бы ничему не учит?

Forbes
«Театр — сообщество любителей винила» «Театр — сообщество любителей винила»

Константин Хабенский — о том, что сделано за два года в МХТ

OK!
Этот «вампир» убивал своих жертв «любовным укусом»! История Фрица Хаарманна из Ганновера Этот «вампир» убивал своих жертв «любовным укусом»! История Фрица Хаарманна из Ганновера

Вот пугающий пример «реального вампира» из XX века

ТехИнсайдер
Открыть в приложении