Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников
Геймификация как элемент взаимодействия с аудиторией все шире используется в разных сферах, от маркетинга и образования до СМИ и здравоохранения. Ее грамотное внедрение в работу сотрудников повышает их вовлеченность и продуктивность более чем на 50%, это подтверждают исследования. При этом креатив в геймифицированных подходах должен опираться на математический расчет. О том, как грамотно встроить элементы геймификации в систему мотивации персонала и при этом не превратить рабочий процесс в «крысиные бега», рассказывают руководитель отдела математической оптимизации и моделирования BIA Technologies Михаил Красильников и глава продуктового офиса компании Дмитрий Владимиров.
Заслужи доспехи
Рассмотрим геймификацию на примере работы общепита и возьмем кейс, который готовился для известной сети ресторанов общественного питания. Эта компания создавалась когда-то под оригинальную идею продажи мишленовской еды из автобусов, она быстро разрослась и была подхвачена в регионах. Основателю стало сложно управлять всей сетью и следить за работой региональных менеджеров. Появилась идея создать специальное приложение, в котором сотрудники могли бы отмечать, что они сделали после смены: убрали помещение, расставили посуду, навели порядок. Таким образом, менеджеру, который отвечает за пять точек, не нужно было бы ехать и проверять каждую. Но у поваров, официантов и уборщиков много своей основной работы, и делать что-то дополнительно они, скорее всего, не захотели бы. Если добавить в заполнение чек-листов элемент геймификации и стимулировать сотрудников денежным вознаграждением, то вероятность их ведения повысится.
Гипотеза проектной команды состояла в том, что в ресторанах работают молодые люди, которые в бытность своей учебы играли в Dota, Counter-Strike и другие компьютерные игры, поэтому хорошо знакомы с лутбоксами — виртуальными контейнерами с наградами, открыв которые можно получить доспехи, оружие и другие предметы различной ценности. По такой же схеме было создано небольшое корпоративное приложение: на месяц на счет кладется бюджет, например, в $10 000, который распределяется в виде лутбоксов между сотрудниками. Сотрудник заполняет чек-лист, нажимает «Выполнено», и ему в порядке лотереи может выпасть денежный приз.
Такой механизм мотивации оказался эффективнее, чем просто вознаграждение лучшего сотрудника месяца. Благодаря рандомному распределению все почувствовали себя в равных условиях, без категорий «лучше» и «хуже», и поняли, что своей активностью могут влиять на результат. Чем чаще сотрудник заполняет чек-листы — тем выше вероятность выигрыша.
Параллельно нужно было сделать так, чтобы бюджет распределялся между всеми заведениями и сотрудниками равномерно. Например, чтобы в ресторане в мегаполисе, где работает большое количество людей, и в маленькой точке в отдаленном от центра месте шанс получить выигрыш и его размер были одинаковы. Также необходимо было заложить в алгоритм контроль за расходованием бюджета, чтобы деньги не перерасходовались в начале месяца, и их хватало на весь промежуток времени. Здесь на помощь пришли алгоритмы математической оптимизации.