Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»
«Гайдай ее просто обожал. Он предполагал, что Кустинская сыграет главную роль в фильме «Кавказская пленница», говорил ей: «Мне нужно твое лицо... И твоя фигура!» Наташа уже прошла пробы вместе с Александром Демьяненко, но в последний момент все изменилось...» — рассказывает друг Кустинской Алексей Филиппов.
Мне было лет тринадцать, когда я впервые увидел Наташу. Это произошло в Ленинграде, куда я приехал с бабушкой из родного Ярославля. Наташа стояла на набережной Мойки — очень красивая, веселая, в окружении каких-то неизвестных мне людей. Выглядела совершенно не по-советски, скорее на манер иностранной звезды — наряд не то чтобы дорогой, а все очень стильно, подобрано с большим вкусом. Я не мог поверить собственным глазам — Кустинская передо мной, во плоти! Наташа была для меня не просто известной актрисой, а самой-самой любимой — недаром ее фотографию я постоянно носил с собой, с тех пор как купил ее вместе с фотографией Олега Даля в киоске «Союзпечати». Я набрался смелости, подошел и говорю: «Наталия Николаевна, я вас так люблю, распишитесь, пожалуйста». И подаю ей фотографию. Наташа засмеялась. Как сейчас помню тепло ее ладоней, когда она взяла меня за лицо, поцеловала в лоб и говорит: «Какой кукленок красивый. Ты мне обязательно напиши». Достала носовой платочек и, не помню, то ли тушью, то ли карандашиком написала свой московский адрес. Я положил платок в карман и ушел. А на обратном пути в поезде у меня украли куртку, где были и адрес, и фотография. Помню, я чуть не умер от горя. Я же не знал тогда, что все — к лучшему. Что пройдет двадцать с лишним лет, и я Кустинскую снова встречу и сумею стать ей полезным, стать другом, и она расскажет мне всю свою жизнь...
Андрей Миронов был Наташе другом детства
Все знают, что у Кустинской было много романов, несколько мужей... Но ведь еще больше было мужчин, которых она отвергла. Не ее вина, что в нее влюблялись — фатально, мгновенно, наповал. И часто мстили за это... Взять хотя бы нелепое сватовство актера Николая Крючкова, который был почти на тридцать лет ее старше. Он увидел Кустинскую, юную студентку ВГИКа, на съемках фильма «Годы девичьи». И «пропал». Хотя виду сразу не подал — все дразнил Наташу: «Наивняк». Дело в том, что Наташа не участвовала в посиделках, в которых весьма преуспели на тех съемках актеры. И вот Крючков, забросив веселую компанию, стал все чаще общаться с Наташей, рассказывать ей про свою жизнь. Особенно сетовал, что, вот, Мишка Ульянов увел у него жену, а ведь они были друзьями... Наталия перед великим артистом благоговела и такому доверию была рада, как-то не задумываясь о его причинах. А в Москве Крючков вдруг пришел к ним домой (он был хорошо знаком с отцом Наташи, тоже артистом, но эстрадного жанра). Сказал: «Мне нравится ваша дочь, и я хочу на ней жениться». Так Наташин отец первым делом на нее накричал: «Ты что, забыла, что ты замужем? — а уж потом набросился на Крючкова: — Ты что? Ты почти мой ровесник!» По словам Наташи, как-то очень плохо эта встреча закончилась, Крючков ушел обиженный. И в дальнейшем высказывался о Кустинской не слишком по-рыцарски. Таких ситуаций в ее жизни было очень много...
Ну а замужем Кустинская тогда была за режиссером Юрием Чулюкиным, известным по фильму «Девчата». Брак не оказался ни легким, ни особенно счастливым. Чулюкин часто болел, у него было совершенно подорвано здоровье, ведь он прожил лихую жизнь, даже в тюрьме сидел. Наталия взялась его выхаживать, постоянно разыскивала каких-то врачей, сидела с ним ночами, подбадривала как могла, поддерживала... А он в ответ все только ее ревновал. Хотя Чулюкина в чем-то понять можно — за Наташей же постоянно кто-то ухаживал. Например, на съемках фильма «Три плюс два» — не кто-нибудь, а автор сценария, всесильный Сергей Михалков. Наташа рассказывала, как он в первый же день съемок обозначил свой к ней интерес. Но когда она дала ему понять, что это просто смешно, тот отреагировал со свойственным ему чувством юмора. Сказал: «Ну что ж, если тебе понадобится мужчина, звони!»
Наташа любила вспоминать про те съемки. Актеров поселили недалеко от Судака, во дворце князя Голицына. Там в советское время были винные склады. Разумеется, это жилище не было оборудовано ни канализацией, ни водопроводом — все на улице. Фатеева и Кустинская мылись в тазике, наводили красоту в походных условиях. Ну а питались в основном виноградом и хлебом. Съемки должны были уложиться в лето, но затянулись до конца ноября. В ноябре нырять в холодную воду и делать вид, что спасаешься от жары, — не слишком большое удовольствие. Миронов и Жариков оказались совершенно не загоревшими, и режиссер стал требовать от них, чтобы они и по городу ходили в плавках, загорали, ловили каждый солнечный луч. Местные жители были возмущены — в 60-е годы нравы еще оставались довольно строгими. И тогда актерам даже выдали специальную бумагу с киностудии, что они имеют право ходить полуголыми «вследствие производственной необходимости».
Фильм снимала Киностудия имени Горького совместно с Рижской киностудией, и даже пробы проходили в Латвии. Режиссер Генрих Оганисян, человек с юмором, заставлял всех актеров произносить: «Клапкалнциемс». Так называлась курортная деревенька недалеко от Юрмалы. Наташа и Андрей Миронов, встретившись в окрестностях этого самого Клапкалнциемса, очень обрадовались — они с детства знали друг друга, можно сказать, вместе росли. Ведь отец Наташи как куплетист-чечеточник выступал с родителями Андрея — Мироновой и Менакером. Может, поэтому и влюбился Миронов — тогда еще, кстати, совершенно никому не известный начинающий актер (именно «Три плюс два» его, как и остальных, и прославит) — не в Кустинскую, которую воспринимал как подружку, а в Фатееву. Насколько я знаю, он собирался на ней жениться. Вот только все его мечты разбились в пух и прах, когда они вернулись в Москву. Наташа вспоминала: «Андрюша нас привел домой к себе, а Мария Владимировна с Менакером была где-то на гастролях... Ну, сидим за столом, разговариваем. И тут — на пороге мама Андрея! Посмотрела недобро на Фатееву и говорит: «А эта что тут делает? Ну-ка, пошла вон!» Андрюша был у матери под каблуком, он и пикнуть не посмел. Фатеева вскочила, Кустинская тоже хотела уйти за компанию, но Мария Владимировна остановила ее: «А ты, Наташа, оставайся». Так у Фатеевой все и распалось с Андреем, хотя кто-то потом говорил: из-за Кустинской. На самом деле — из-за властной матери, которую Андрей не смел ослушаться.