Пивные миллионы: сколько в мире зарабатывают клубы и стадионы на кейтеринге
Нидерландский клуб «Твенте» объявил о неожиданных финансовых результатах: клуб сумел заработать от продажи пива даже больше, чем от трансферов. Forbes.Sport выяснил, почему эту информацию можно принимать только с известными оговорками и сколько в других странах приносит продажа пенного напитка
«Твенте» заработал свыше €10 млн на кейтеринге в сезоне-2022/2023
В конце ноября нидерландский журналист Том Книппинг заявил, что голландский «Твенте» в сезоне-2022/2023 заработал на пиве около €10,5 млн. Это более чем на €4 млн больше, чем от продаж футболистов, хотя голландский футбол, как и другие небольшие европейские лиги, ориентирован именно на доход с трансферов.
В реальности же ситуация чуть иная, и все эти заголовки стоит признать преувеличением. Клуб раскрыл финансовую отчетность, где указал, что в сезоне-2022/2023 доход клуба составил €39,6 млн. Основная статья выручки — это спонсорские контракты и взносы от болельщиков. Причем, судя по отчету, благотворительные переводы оказались очень большими — суммарно по этим двум пунктам клуб выручил €14,9 млн.
На билетах «Твенте» заработал €7,8 млн. А вот ТВ-контракт принес клубу из Энсхеде €3,6 млн — пятая команда прошлого сезона чемпионата Нидерландов от бродкастеров заработала меньше, чем 13 клубов РПЛ. Так, по данным Metaratings.ru, даже вылетевшие «Химки» с учетом поправок на курс рубля заработали в прошлом сезоне в РПЛ и Кубке России примерно столько же, сколько и «Твенте».
€10,5 млн, о которых рассказало большинство европейских СМИ, на самом деле являются выручкой в целом от кейтеринга. То есть сюда входит не только доход с продажи пива, но еще и от реализации еды на стадионе в целом. Правда, именно алкогольный напиток является драйвером этой части экономики в Европе.