Вся наша жизнь — театр
Мода, как и театр, отражает действительность. На модных показах истории уже давно рассказываются не только с помощью костюма, но и с помощью сценографии, света, действия и слов. А знаменитые дизайнеры часто приглашаются художниками по костюмам в ведущие театры. И у каждого из них свои секреты и способы влиять на зрителя. Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, Светлана Тегин — в этот раз в коллаборации с Минпромторгом России мы хотим вспомнить истории ярких постановок, созданных известными российскими дизайнерами.
«Театр, как и мода, — это вымысел, который становится реальностью». Эта легендарная фраза принадлежит Джанни Версаче. Великий модельер, как и его коллега Ив Сен-Лоран, часто для создания своих театральных шедевров вдохновлялся работами Льва Бакста и Дягилевскими сезонами. О том, что именно русская эстетика лежит в основе «парижской моды», говорить как-то не принято. Однако нельзя не вспомнить о том, что именно художник Лев Бакст, который в начале XX столетия через балеты «Клеопатра», «Шехеразада» и «Жар-птица» открыл Парижу яркий, неповторимый красочный мир, стал первым русским всемирно известным модельером и дизайнером, чьи работы еще при жизни неоднократно выставлялись в Лувре. Среди его клиенток были великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), французская актриса Ева Лавальер, русские аристократки Фёкла Георгиевна Орлова-Давыдова, княгиня Наталья Павловна Горчакова, маркиза Луиза Казати и, конечно, актриса Ида Рубинштейн.
Если Лев Самойлович творил красоту и гармонию в основном в Париже, то в Москве самое значимое имя отечественной модной индустрии первой половины ХХ века — Надежда Ламанова. Большую часть своего творчества она посвятила театру, начав работать с Константином Станиславским в Московском Художественном театре еще в 1901 году. Станиславский называл ее «большой художницей», «Шаляпиным своего дела», лучшим специалистом в области создания театрального костюма и лучшим его знатоком. Ольга Книппер-Чехова играла Раневскую в платьях от Ламановой.
После революции Надежда Ламанова возглавила государственный проект создания новой социалистической моды, став руководителем Мастерской современного костюма, в которой придумывали одежду нового советского человека, а ее ученица и преемница Надежда Макарова уже возглавляла первый в СССР Дом моделей.
Вячеслав Зайцев
Художник-модельер Вячеслав Зайцев начал работать с театрами со спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре сатиры. Всего мастер оформил 20 спектаклей для российских и зарубежных театров. «Я сделал то, чего не хватало в театральном костюме: мне не нравилась бутафорность и сухость — я взял натуральные ткани и сделал так, чтобы в костюме было не стыдно выйти в зал», — признавался кутюрье в одном интервью. Среди работ великого советского модельера — «Маскарад» с Андреем Житинкиным, «Молодость Людовика XIV» с Юрием Соломиным в Государственном Малом театре. Одной из последних работ Вячеслава Зайцева для Малого театра стала «Пиковая дама». В «Современник» Вячеслава Зайцева пригласила главный режиссер театра Галина Волчек. Первой их совместной работой стал спектакль «Три сестры». Кружево и шифон сейчас найти несложно, а в 1982 году... Говорят, что кружево для накидки той же Раневской Зайцев тайком привез из Парижа.
Элина Быстрицкая, отвечая на вопросы журналистов о работе с Зайцевым, рассказывала, как серьезно и ответственно он подходит к созданию театральных костюмов: «Первое, что он делал, — читал пьесу. Знал ее наизусть. Он думал о характере актеров, об их внешности, думал о том, чтобы актеру было удобно играть». Также она добавила, что, когда Вячеслав Михайлович создавал для Майи Плисецкой костюмы к спектаклю «Дама с собачкой» в Большом театре, он думал о том, как она будет в них танцевать. «В театральных постановках мне очень помогало знание исторического костюма, который я изучал в театральной библиотеке на Большой Дмитровке, — рассказывал Вячеслав Зайцев в одном из интервью. — Я ставил себя в условия того времени. Но старался сделать так, чтобы актеры чувствовали себя в этой одежде комфортно. Чтобы они были уверены в том, что костюмы не мешают им работать. Потому что раньше костюмы делали из искусственной ткани, очень жесткие, неудобные…» Андрей Миронов должен был играть в Театре сатиры главную роль — цирюльника Фигаро. Зайцев придумал ему три костюма: белый, черный и красный с золотым шитьем и украсил их маленькими круглыми зеркалами: «Это была гениальная идея. В них отражались зрители, и в то же время они пускали на лица людей в зале солнечных зайчиков. Понимаете, идеи все возникают совершенно неожиданно, откуда-то сверху идут идеи, от Бога. Поэтому я не могу объяснить, почему я создаю эти модели, а не другие. Это искусство. Оно существует помимо меня...»
Среди работ Вячеслава Зайцева — «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ее превосходительство» (Театр сатиры); «Последние», «Странная миссис Сэвидж», «Всё кончено» (МХАТ); «Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III» (Театр имени Вахтангова); «Сердце Луиджи» (Театр Моссовета); «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вульф?» (Театр «Современник»); «Здравствуй, Пушкин», «Мы — цыгане» (Театр «Ромэн»); «В. Зайцев и звёзды балета» (ГАБТ ); работы для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.
Валентин Юдашкин
В июне 2019 года в Театре Олега Табакова прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди». Режиссер и хореограф Алла Сигалова поставила его по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», а также знаменитого мюзикла «Моя прекрасная леди» Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу. «В 1968 году я увидела фильм с Одри Хепбёрн. Помню этот день. Это был выходной. Я пошла в кинотеатр в новом районе Ленинграда. И когда начались титры, я поняла, что сошла с ума. От счастья…» — рассказывала ОК! перед премьерой Алла Сигалова. Художником по костюмам к спектаклю «Моя прекрасная леди» выступил знаменитый модельер, народный художник России, член парижского Синдиката высокой моды Валентин Юдашкин — давний друг Аллы Сигаловой — в его первом показе мод Алла Михайловна выступала как постановщик: «Я пригласила Валю, потому что мне хотелось его порадовать, а во-вторых, я прекрасно понимала, какой он профессионал, и это было абсолютное наслоение общения. Как он подходил к работе: сколько эскизов он сделал и как он их сделал, это были абсолютные произведения искусства. Каждый из них можно заключить в раму, повесить на стену и любоваться. К каждому персонажу были сделаны несколько вариантов эскизов. На примерках был абсолютный показ мастерства, как он видит фактуру, как «сажает» на этого персонажа костюм, какое внимание к деталям. Я получила колоссальное удовольствие от общения с ним. Не только как профессионал он притягивал к себе, но и как нежнейший, мягкий и в то же время требовательный к себе прежде всего, огромный, огромный мастер и очень воспитанный и корректный человек».