Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»
«Когда дел так много, иногда ощущаю себя «мамой-осьминожкой» которой не хватает девятого щупальца, чтобы подхватить споткнувшегося ребенка. Но если сильно концентрироваться на трудностях, они будут только нарастать. Проблемы надо решать по мере поступления и с радостью выполнять любое, даже самое сложное дело. Если у человека ясная цель, путь к ней становится легче. Только надо постоянно составлять планы и каждый пункт доделывать до конца», — рассказывает актриса Мария Порошина.
— Мария, я заметила, что с годами — а знакомы мы давно — у вас все большая нагрузка в кино и театре. Без преувеличения, вы одна из самых востребованных российских актрис. Как вы сами думаете, в чем секрет вашего успеха?
— А вы знаете, мне не всегда предлагают много работы. В какие-то периоды присылают больше сценариев, в какие-то поменьше. Так что у меня были паузы в кино. Может, это связано с тем, что вкусы публики часто меняются. Порой зрителю нужны фильмы добрые, о жизни простых людей. Потом вдруг усиливается интерес к фантастике, потусторонним мирам, вампирам. Затем успех имеют истории про спорт, после — детективы, полицейские сериалы. А потом зритель активно смотрит комедии. К тому же, как недавно пошутил один мой коллега: «Маша, ты за свою жизнь четыре с половиной года только беременная ходила!» Ведь когда дети совсем маленькие, сниматься очень сложно.
И в театре точно так же. Были периоды, когда не появлялись новые спектакли, а всегда так хочется попробовать что-то новое, то, что ты не играла. Все эти особенности нашей работы я прекрасно понимаю и не впадаю в депрессию, если предложений немного. Я просто потихоньку работаю, стараясь максимально выкладываться в каждом проекте, отвечая за те роли, что играю...
Наша профессия очень непредсказуемая: никто не знает, будешь ли ты завтра востребован. Помню период, когда покупала курицу гриль, несла ее домой и делила на всю семью, а больше в холодильнике ничего не было. Но все равно мы все были счастливы и замечательно себя чувствовали. Потом семья росла, увеличивались потребности: детей ведь надо одевать, кормить, давать им образование. Так что долго оставаться без работы не могу. И когда приглашают на кастинги, не отказываюсь.
— Не обидно ли популярной актрисе ходить на прослушивания, а потом, возможно, получить отказ?
— Нет! Потому что кастинг — это не только просмотр определенного артиста, но и «раскладка» актерского ансамбля. Режиссер и продюсеры смотрят: получится ли у этих актера и актрисы на экране пара, подходят ли они друг другу, не похожи ли они на другую «семью» из этого же проекта. Нюансов очень много. И когда мне отказывают, отношусь к этому философски.
Да, очень грустно не получить сильно понравившуюся роль. Но, значит, не судьба. И честное слово, радуюсь, если роль, которую мне не дали, потом удачно сыграла другая актриса, если получился достойный фильм. Мне всегда хочется, чтобы прекрасные сценарии превращались в хорошие картины, чтобы они радовали и утешали людей — пусть и не с моим участием. А вот когда хорошая история ложится на полку, например съемки откладываются, я печалюсь... Профессия актера непростая — и физически, и психологически, и психически, и духовно. У меня идет постоянный спор с самой собой, все время одолевают сомнения: правильно ли выбрала проект, точно ли сыграла. Но все равно это моя любимая работа. Просто в ней надо уметь ждать, иметь терпение и прикладывать усилия. И не просить за это награды. Наверное, кто-то идет в актеры за ними. Это неплохая цель, потому что стремление быть первым, дух соперничества подстегивают, дают силы двигаться вперед. Но у меня цель все-таки другая: сделать материал теплым, интересным, чтобы зритель получил какие-то эмоции — это самое главное.
— В каждом новом кинопроекте или спектакле вам приходится выучивать наизусть большие тексты. Это очень трудно?
— У каждого артиста свой способ заучить роль наизусть. Кто-то по нескольку раз переписывает слова в тетрадку и благодаря этому их запоминает. Кто-то надиктовывает себе роль на телефон, а потом прослушивает запись, когда едет в машине, как аудиокнигу. А мне надо роль проговаривать, наговаривать. Однако самой выучить большой объем текста, когда ты в диалогах не слышишь ответов других персонажей, очень сложно. Однажды мне помогла старшая дочь — она же актриса. Полиночка подавала реплики за партнеров, и дело пошло гораздо быстрее. В любом случае, когда начинаю репетировать новый спектакль, погружаюсь в роль, как будто ухожу в себя, использую каждую свободную минуту, чтобы вернуться к тексту и выучить его так, чтобы он стал родным.
А в сериалах иногда бывает — редко, но так случается, — что вечером тебе дают текст роли, и ты его ночью старательно выучиваешь. Утром садишься на грим, а тебе приносят несколько страниц с другими словами! Режиссер решил что-то подкорректировать, и за ночь сцену переписали. В такой ситуации мне очень сложно перестроиться, потому что продумываю, выстраиваю роль, а тут вдруг что-то меняется. Стараешься побыстрее запомнить новый вариант, чтобы не подводить режиссера и партнеров, но иногда случаются затыки — изо рта вылетают «прошлые» слова. Если это заметная ошибка, приходится переснимать сцену...
— У вас не только много работы, но еще и пять детей — четыре дочери и маленький сын. Как удается все успевать?!
— Конечно, непросто. Главное — все дела записывать и все планировать (раньше для этого использовала блокнотик, а теперь все заношу в телефон). Все четко зафиксирую, чтобы распланировать съемочные смены или не залезть на гастрольные дни, чтобы не было накладок из-за прилетов-отлетов по разным часовым поясам. Иногда, чтобы свести все это, требуется настоящий мозговой штурм.
Хотя во всем нужно знать меру. Однажды в молодости я работала над тремя картинами одновременно: уж больно интересные роли в сценариях были прописаны, и мне так хотелось их все сыграть! Расписания съемок я свела, только в течение трех суток пришлось обходиться практически без сна, потому что днем снималась в одной ленте, а ночью — в другой. Помню, поначалу радовалась: как все прекрасно сложилось. Но когда отработала эти три дня, поняла, что больше так никогда делать не буду. Это невыносимо, это пытка! От бессонницы плохо соображаешь, перенапряжена нервная система и как будто включаются другие рецепторы: играешь как всегда, но ощущения странные. Я себе сказала: «Нет, здоровье дороже». Умение распределять силы в работе приходит с опытом.
Так же и в семейных делах. Фиксирую все: кому из детей что купить, кого к какому врачу записать, с каким педагогом поговорить, с кем на какой спектакль или концерт сходить. Если отвлекусь — то один ребенок что-то спросил, то второй отвлек, мол, купи мороженое, то все, мысль улетела и я что-то не успела записать.
Когда дел так много, иногда ощущаю себя «мамой-осьминожкой» которой не хватает девятого щупальца, чтобы подхватить споткнувшегося ребенка. Но если сильно концентрироваться на трудностях, они будут только нарастать. Проблемы надо решать по мере поступления и с радостью выполнять любое, даже самое сложное дело. Если у человека ясная цель, путь к ней становится легче. Только надо постоянно составлять планы и каждый пункт доделывать до конца.
— Если в семье не один ребенок, иногда родители сталкиваются с детской ревностью...
— И мне дочки (сын слишком маленький, чтобы о таком думать) иногда задают вопрос: «Мама, а ты кого больше любишь?» Причем каждая спрашивает втихаря, пока сестры не слышат. Мои девочки еще не понимают, что мамина любовь делится поровну. Просто иногда, в сложной ситуации, больше внимания отдаешь данному ребенку. Но как понять, кому сейчас ты больше нужна, тоже сложный вопрос...
Когда слышу:
— Ты с моей сестрой больше времени провела, а со мной меньше. Ты меня не любишь! — говорю расстроенной дочке:
— Как же я могу тебя не любить, дитя мое?!
Дальше откладываю все дела и минут сорок рассказываю, как я ее люблю. Это занимает много времени, и не всегда на это есть душевные силы. Но я вижу, что все не зря — все эти обмены любовью, обсуждения проблем и страхов. И самое любимое для меня время — это вечер, когда все дома, когда можно со всеми пообщаться. Если дети у меня под крылышком, я спокойна и счастлива. Просто такие вечера у нас бывают далеко не часто.
— Это точно! Ведь за те шесть дней, что мы с вами договаривались об интервью, вы успели пролететь пол-экватора! Сначала из Москвы отправились с антрепризным спектаклем в Челябинск, потом вернулись в Москву...
— И в этот же день отправилась на новые гастроли — на Камчатку, а оттуда прилетела в Москву, чтобы приступить к съемкам в новом кинопроекте...
— Так как же удается совмещать работу и семью? Ведь иногда женщина и с одним ребенком не справляется!
— У каждой женщины свои физические возможности, своя психофизика. К тому же у кого-то спокойный малыш, и довольно просто наладить режим, гармонично совместить работу и ребенка, и даже не одного, а двух, трех. Но бывает ребенок с проблемами по здоровью либо капризный. И тогда маме выстроить жизненный график очень сложно, это стоит каких-то трудов немыслимых. У меня есть знакомые с такими непростыми детками, растить которых очень тяжелый труд...
Работающая женщина с детьми — это уже давно норма, просто у меня детей немножко побольше, чем у других женщин. Не буду лукавить — конечно же, у меня есть няня. Если я на гастролях или поздно прихожу домой после спектакля, она укладывает детей спать. Но в свои выходные провожу с детьми максимум времени. И когда на площадке или в театре, все равно постоянно с ними на связи — по телефону. С одной дочкой обсуждаем домашнее задание, с другой — в какую секцию ее записать, третьей напоминаю, что сегодня ей нужно пойти к врачу...
Совместить работу и семью непросто, но это возможно. Иногда понимаю, что нужно отказаться от проекта, взять небольшой отпуск и уехать с детьми на недельку к морю или просто побыть дома. А иногда, наоборот, стараюсь поплотнее составить рабочее расписание. Потому что детей нужно кормить и одевать. Так что хорошо, когда есть работа, вот когда ее нет, тогда сложнее. Постоянно ищу в этом вопросе золотую середину, чтобы не выбирать — дети или работа. Если предложат съемки, скажем, в Мурманске в течение четырех месяцев, то, конечно, откажусь. А когда снималась в Санкт-Петербурге в сериале «Медиум» у моего любимого режиссера Елены Владиславовны Николаевой (мы с ней сняли уже пять проектов), ко мне приезжала то одна дочка, то другая — получился такой круговорот детей в природе. Мы с ними гуляли по Питеру, выбирались в пригороды. И дети до сих пор вспоминают, как в этом городе красиво. «Помнишь, мы были в Петергофе в прошлом году?» — недавно сказала мне шестилетняя Глаша...