Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

МонокльАвто

Электрическое сопротивление

Динамика глобального распространения электромобилей замедляется. Развитые страны из-за экономических сложностей сокращают поддержку этого вида транспорта, при этом сами машины на батарейках по-прежнему дороги и неудобны для потребителя. Значит ли это, что эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться?

Алексей Грамматчиков

Продажи электромобилей в прошлом году достигли 9,8 млн штук, это 11% от глобальных продаж новых авто

Пышные похороны традиционным автомобилям в развитых странах устраивают уже давно. Но наступление светлой эры электрического автотранспорта как минимум откладывается: мировые продажи электромобилей все еще в плюсе, но динамика их роста существенно замедляется, не оправдывая прогнозы.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА) и консалтинговой компании Strategy Partners, в 2023 году в мире было продано 9,8 млн «чистых» электромобилей (Battery electric vehicles, BEV) — аккумуляторных авто, которые передвигаются только на электрической тяге, без учета так называемых подключаемых гибридов PHEV. Это на 27% больше, чем в 2022 году, когда было продано 7,7 млн BEV. Прирост существенный, однако такая динамика в два с половиной раза ниже, чем в 2022-м (67%), и почти втрое ниже, чем в 2021-м (77%; см. график 1). В текущем году глобальные продажи BEV будут и дальше замедляться: аналитики предсказывают, что в лучшем случае прирост составит 20%. Это отдаляет время наступления тотального распространения электрокаров.

Если учесть, что всего по итогам прошлого года в мире было продано порядка 90 млн новых авто, доля BEV в продажах составила порядка 11%. Неплохое достижение, если учесть, что еще три года назад, в 2020-м, доля электрокаров в продажах новых машин в мире была более чем вдвое меньше и составляла около 5%. Но от машин на батарейках ожидали большего. Например, глава МЭА Фарих Бирол еще не так давно уверенно прогнозировал, что к 2030 году доля электрокаров сможет смело перешагнуть отметку 50% от всех продаж новых авто в мире. Теперь же эти ожидания выглядят преувеличенными. И уж тем более остается несущественной доля электромобилей в общем мировом автопарке. Если принять во внимание, что общее число автомобилей в мире сейчас оценивается примерно в 1,5 млрд единиц, парк электрических машин сейчас едва дотягивает до 2% от этого показателя. Ранее МЭА прогнозировало, что к 2030 году парк электрокаров достигнет порядка 12% всех машин в мире, и эти прогнозы, опять-таки, вряд ли сбудутся.

Темпы производства и продаж новых электромобилей замедляются, сейчас уже кажутся нереалистичными планы, что к 2030 году машины на батарейках смогут занять до 50% всего мирового рынка новых машин

Протестные настроения

В последние месяцы охлаждение энтузиазма ведущих автопроизводителей в отношении электрического будущего мирового автопрома усилилось. Например, автомобильная марка Jaguar ранее обещала с 2025 года полностью прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), к 2030 году это планировали сделать Volvo, Mercedes-Benz, Ford Europe, Stellantis Europe, к 2033 году — Volkswagen, к 2035-му — General Motors, BMW, Audi, Toyota Europe.

Но сейчас автокорпорации меняют эти планы. Например, обещание полностью перейти на выпуск электрокаров отозвала Mercedes-Benz, которая объявила о возобновлении исследовательской деятельности в области традиционных ДВС. О нежелании отказываться от ДВС недавно резко заявил глава BMW Оливер Ципсе: выступая на деловом форуме «Рейнско-майнская бизнес-инициатива», глава баварской автокорпорации не только отказался назвать точный срок отказа от традиционных авто, но даже дерзнул вообще поставить под вопрос целесообразность их запрета, подчеркнув, что у покупателя должна быть свобода выбора.

Свой электромобильный проект закрывает американских хайтек-гигант Apple, который осуществлял инвестиции в это направление около десяти лет. Впервые с 2020 года рухнули продажи электромобилей Tesla: за январь– март 2024-го корпорация продала во всем мире 386 тыс. авто, и это не только существенно ниже прогнозов (450 тыс. штук), но и на 20% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Из-за столь существенного падения продаж акции ведущего американского производителя электрокаров в этом году упали почти на треть. Чтобы подстегнуть спрос, Tesla в очередной раз снизила цены на свою продукцию, с помощью снижения цен пытаются сбыть накопившиеся склады электрокаров также Ford, General Motors, MercedesBenz.

Падают акции и других американских производителей электрокаров: например, более чем на 40% в этом году рухнула стоимость бумаг американской компании Rivan, более чем на 30% — другого американского стартапа, Lucid. Невеселый инвестиционный настрой и в Европе: например, Renault отменила IPO своего подразделения электромобилей Ampere, а Volkswagen притормозил инвестиции в свое дочернее предприятие по производству аккумуляторов PowerCo. Как известно, ранее Еврокомиссия постановила, что с 2035 года в ЕС не будут продаваться автомобили с ДВС, однако высока вероятность, что, прежде всего по инициативе Германии, это решение скоро будет пересматриваться.

Бодрым темпом в электрическое будущее движется только Китай: по прогнозу BloombergNEF, в текущем году в КНР будет продано рекордное количество электрокаров — почти 10 млн (включая авто на батареях BEV и подключаемые гибриды PHEV). Таким образом, шесть из десяти произведенных в мире электромобилей в этом году будут произведены в Поднебесной, а доля электрокаров на китайском рынке новых авто достигнет рекордных 38%.

Ведущие германские автопроизводители, например BMW, заявляют, что они не намерены закрывать производство традиционных авто и хотят давать потребителям право выбора

Дорогое удовольствие

Ключевых факторов глобального торможения электрической мобильности несколько. Во-первых, сам по себе электрокар — это все еще дорогое удовольствие. Например, по данным EV Database, в Германии электрическая модель Volkswagen ID.4 Pro сейчас стоит в среднем 46,3 тыс. евро, в Великобритании модель Tesla Model Y предлагается за эквивалент 52,2 тыс. евро, в Нидерландах компактная Renault Zoe — за 34,8 тыс. евро. Это в среднем на 30–40% дороже машин с ДВС.

Причина высокой стоимости электромобилей — все еще дорогие аккумуляторы, на которые приходится порядка 40% цены электрокара. Да, цены на литий-ионные аккумуляторы в свое время серьезно падали: например, по данным BloombergNEF, с 2013 по 2020 год в реальном долларовом выражении они упали почти в пять раз (с 780 до 160 долларов за киловатт-час). Считается, что массовое производство электрокаров станет выгодным, если цена батарей будет менее 100 долларов за киловатт-час, и публика затаив дыхание ждала, когда же этот момент наступит.

Однако в последние годы снижение цен на батареи затормозилось. Более того, из-за роста цен на литий, кобальт и никель в 2022 году стоимость аккумуляторов выросла на 7% и достигла 161 доллара за киловатт-час. В прошлом году цены, правда, опять пошли вниз: по данным BloombergNEF, киловатт-час подешевел на 14%, до 139 долларов (см. график 2).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
Страх в твоих ушах Страх в твоих ушах

«Ад за углом» Трики: как искусство подражает еще не случившейся жизни

Weekend
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Главный финансовый психолог Главный финансовый психолог

Как Даниэль Канеман сделал экономическую науку человечнее

Деньги
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Скажи «мяу» Скажи «мяу»

Даем таблетку кошке без ссор и скандалов

Лиза
Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!» Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!»

«Родители для меня желали какой угодно профессии, но только не актерской»

Караван историй
Шампанского! Шампанского!

Как легкий игристый алкогольный напиток завоевал сердца по всему миру

Зеркало Мира
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
«Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет «Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет

История нашей героини доказывает, что встретить суженого можно и в 70 лет

Psychologies
Холодный прием Холодный прием

Реальный случай, когда специалист не помог, а причинил вред

VOICE
Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон” Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон”

Как был сконструирован лунный ровер от Nasa?

ТехИнсайдер
Записки отельера: как вынести труп из гостиничного номера (желательно незаметно) Записки отельера: как вынести труп из гостиничного номера (желательно незаметно)

Истории из жизни отельера: одно забавное недопонимание

Правила жизни
Пылающие горы Пылающие горы

Башкиры всегда относились к Янгантау с большим пиететом. А как иначе?

Лиза
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Сетевое мошенничество индуцировало эротоманию у пожилой венгерки Сетевое мошенничество индуцировало эротоманию у пожилой венгерки

Психиатры описали случай эротомании, индуцированной онлайн-мошенничеством

N+1
«Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа «Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа

Излишняя страсть в отношениях может мучать обоих партнеров: личная история

Psychologies
50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка 50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка

Джеймс Хоуэллс с 2013 года ищет свой жесткий диск с 8 тысячами биткоинов

Maxim
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...» Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»

А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут»

Коллекция. Караван историй
Наталья Жванецкая: «Я была влюблена в Мишу еще до встречи с ним» Наталья Жванецкая: «Я была влюблена в Мишу еще до встречи с ним»

Этот год юбилейный — 90-летие Михаила Михайловича, запланировано много событий

Коллекция. Караван историй
История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960 История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960

Как Владимир Трошин написал свою культовую песню про космос?

Maxim
Зачем производители клеят пленки на стекла смартфонов Зачем производители клеят пленки на стекла смартфонов

Производители клеят на смартфоны специальную пленку. Зачем она нужна?

CHIP
Начало сезона: Организация багажного отсека Начало сезона: Организация багажного отсека

Что находится в багажнике внедорожника: «спальники», «комоды» и «кухни»

4x4 Club
«Люди, естественно, хотят сбежать от реальности» «Люди, естественно, хотят сбежать от реальности»

Андрей Золотарев о фильме «Сто лет тому вперед»

Weekend
«Киноглаз» против «кинокулака» «Киноглаз» против «кинокулака»

История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

Weekend
Мигранты развиваются вместе с российской экономикой Мигранты развиваются вместе с российской экономикой

Растет численность квалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья

Монокль
«Сенсация» с Джиллиан Андерсон: как одно интервью похоронило репутацию принца Эндрю «Сенсация» с Джиллиан Андерсон: как одно интервью похоронило репутацию принца Эндрю

Как фильм «Сенсация» показывает образец эталонной журналистики

Forbes
Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке

Все тренера «красно-белых», которые работали в клубе со времен Олега Романцева

Forbes
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Сигнализатор как он есть Сигнализатор как он есть

Что такое сигнализаторы, без которых не может обойтись ни одна корабельная САУ

Наука и техника
Открыть в приложении