Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше»
Елизавета Васина управляла венчурными фондами, а затем пришла в третий сектор: с сентября 2023 года она — директор фонда «Нужна помощь». Forbes Woman поговорил с ней о том, как развивать благотворительность на фоне снижения пожертвований и доверия
Елизавета Васина работала в Российской венчурной компании, как инвестор управляла 11 фондами совокупным размером около 30 млрд рублей. В 2023 году она пришла в фонд «Нужна помощь» на позицию исполнительного директора, а в сентябре возглавила его — после того, как прежний генеральный директор Софья Жукова покинула свой пост (сейчас она возглавляет отдел благотворительности в проекте «Служба поддержки» признанного иноагентом Ильи Красильщика). Мы поговорили с Елизаветой Васиной о том, как в условиях кризиса меняется отношение россиян к третьему сектору, чем фонды и бизнес могут помочь друг другу и почему учить благотворительности надо со школы.
— Недавно британский фонд CAF опубликовал рейтинг благотворительности по странам. Оказалось, что если в 2021 году Россия занимала в нем 30-е место, а до этого 67-е, то по итогам 2022 года она опустилась на 102-е. Как бы вы прокомментировали эти цифры?
— Я работаю в благотворительности с октября 2023 года, поэтому мне сложно прокомментировать. Если попробовать порассуждать, то, конечно, это не потому, что россияне не любят помогать. Я думаю, это падение скорее связано с тем, что, во-первых, рейтинг учитывает не только финансовые пожертвования, он дает комплексную оценку. А во-вторых и в-главных — с тем, что произошло у нас в целом после февраля 2022 года. Ушли зарубежные жертвователи, ушли крупные компании. Российские компании сократили бюджеты на благотворительность. Были технические сложности с денежными переводами, которые многие преодолели. А в связи со стрессом у людей возникла потребность в эмоциях, в прямой адресной помощи, и часть пожертвований перешла на личные карты.
Все это говорит о снижении системности в секторе. Это то, что происходит всегда на фоне стрессовых ситуаций.
— Вы упомянули возвращение сборов на личные карты. Я их тоже заметила, но не только в связи с эмоциональными пожертвованиями. Например, я постоянно встречаю в соцсетях посты вроде «собираем на расходники для больницы, но какая это больница, сказать не можем, а то у главврача будут проблемы» или «собираем вещи для пункта временного размещения беженцев, но какой это ПВР, не скажем, а то волонтеров вообще перестанут туда пускать». Ну и нельзя не вспомнить, как волонтеры пытались помогать людям, оказавшимся в зоне затопления после разрушения дамбы Каховской ГЭС, — тоже собирая деньги на личные карты, чтобы закупить лодки, воду. Нет ли опасения, что в некоторых сферах сборы на личные карты останутся единственным способом помогать людям?
— Мы очень долго двигались к тому, чтобы снижать долю таких «частных» сборов, и даже успели заметить тренд на это снижение. Проблема еще в том, что когда происходят катаклизмы, первое решение — собраться и помочь, а не заниматься регистрацией НКО. Наш фонд, который развивает системную благотворительность, тоже начался с такой истории, с трагедии в Крымске (наводнение 7 июля 2012 года в Краснодарском крае. — Forbes Woman), когда волонтеры собирали и возили помощь пострадавшим. Это естественная реакция.
Но обратная сторона медали — это всевозможное мошенничество. Поэтому когда мы выходим из состояния стресса, когда начинаем мыслить логически, а не закрывать здесь и сейчас возникающие потребности, приходит понимание, что от таких сборов нужно уходить. У нас уже больше 750 верифицированных фондов, и одно из условий попадания в этот список — отсутствие сборов на личные карты.
— А в это время россияне все меньше доверяют фондам. «Нужна помощь» регулярно публикует исследования о состоянии благотворительности в России, и вот как раз в последней публикации показано, что снизившееся в 2022 году доверие не получается восстановить.
— Да, фонд «Нужна помощь» годами работал в том числе и на то, чтобы люди взяли за правило помогать именно фондам, а теперь происходит какой-то просто тотальный откат назад. Но я хочу отметить: люди, которые подходят к благотворительности системно, не стали жертвовать меньше. Мы не наблюдаем снижения регулярных платежей, они даже немного выросли.
Что касается недоверия к фондам, то на этот счет существуют разные гипотезы. Мне кажется, причина в дефиците обратной связи — об этом в благотворительном сообществе начали говорить еще до всех текущих событий. Почему люди выбирают не профессиональную благотворительность, а пожертвования на личные карты? Потому что, отправляя деньги на чей-то личный счет, ты как будто видишь, кому помогаешь, и мгновенно испытываешь положительную эмоцию. А быстрая обратная связь повышает доверие. Поэтому людям проще всего давать деньги тем, кого они лично знают. Хотя это знание и доверие не означает лучший способ решения проблемы. Дальше идут адресные сборы на конкретных благополучателей. А системное решение проблемы быстрой обратной связи не дает. Оно требует от людей большей осознанности.