Игра в имитацию
В 2023 году литературную премию Музея-усадьбы Л.Н.Толстого и компании Samsung Electronics «Ясная Поляна» в номинации «Иностранная литература» получил роман «Пуп света» Венко Андоновского. Македонский писатель рассказал GRAZIA о любимых философах и имитациях, которые заменили настоящее.
Ваш новый роман «Пуп света» с «Пупом земли» 2011 года объединяет один герой. Почему вы решили вернуться к нему?
22 года назад, когда я писал «Пуп земли», мне хотелось рассказать о судьбе неординарного талантливого молодого человека по имени Ян Людвиг, который придерживается принципа Сенеки: «Не иди туда, куда идет большинство». Действие романа развивается параллельно и в Х веке – рассказывается история Кирилла Философа, и в годы, когда в Македонии начали образовываться различные политические партии. Мнение Яна о происходящем сильно отличается от мнения большинства, из-за чего общество его не принимает, как и любимая девушка, которая выступает за одну из правящих партий. В результате Ян уходит в цирк. Это метафора о гении, который становится циркачом. «Пуп света» не продолжение романа, это прыжок во времени. Герой взрослеет, но за эти годы ничего не меняется: партия так же сводит счеты с талантливыми людьми, любовь между мужчиной и женщиной девальвируется – верность больше ничего не значит, а полигамия, проституция стали нормой. В результате мой герой находит утешение в Боге.
Действие романа в том числе происходит на горе Афон, вы бывали там?
Да. Расскажу вам удивительную историю. В Хиландарском монастыре, куда я приезжал, был один старец. Прежде чем войти в церковь, он вытягивал правую руку. Сразу же в небе появлялась вращающаяся точка, которая при приближении оказывалась соколом. Он опускался на плечо к старцу и неподвижно сидел с ним всю литургию. Когда я спросил старца, почему птица к нему прилетает, он ответил, что сокол – большой грешник, питается падалью, поэтому на службе он искупает свои грехи. Спустя три года я приехал на Афон снова, но старец умер. Меня отвели на его могилу, и, когда зазвонили колокола, призывая на утреннюю службу, на крест могилы старца сел тот самый сокол и был там до окончания службы. Мой герой, который сначала хотел стать черным монахом, по рекомендации духовного отца возвращается в мирскую жизнь, чтобы учить людей добру и создать семью, потому что именно она основа общества.
В вашем романе герой пытается найти себя, понять, что подлинное, а что подделка. Как вы отвечаете себе на это вопрос?
Мы живем в мире, где существуют прекрасные имитации – копии. Порой мы даже не можем понять, что является оригиналом. Например, есть гитара Gibson, в то же время сейчас существует много производителей, которые точь-в-точь повторяют ее форму, меняя в названии всего лишь одну букву. И таких симуляций миллион. Если подобное происходит с предметами, что говорить, когда речь идет о чувствах?
Что вы имеете в виду?
У меня есть соседка, подруга моей дочери. Часто, проходя мимо ее подъезда, я видел, как она обнималась и целовалась со своим парнем на прощанье. Однажды я не застал ее на привычном месте и спросил дочь, что случилось. Оказалось, молодые люди расстались. Когда я встретил соседку, решил узнать, почему они больше не вместе, если так любили друг друга. Девушка ответила, что это были картинки чувств, а не настоящая любовь. «Мы смотрели, как ведут себя влюбленные в фильмах, и старались им подражать. Думали, что, копируя их поведение, мы полюбим друг друга». Мне кажется, что имитация чувств, воспроизведение картинок из соцсетей и стереотипное поведение – это ложные вещи. Истина только