История становления модного дома Диор

Караван историйРепортаж

Дом, который построил Диор

...1947 год. Крохотный кабинет в особняке на авеню Монтень, 30. Сосредоточенный глава новоиспеченного модного дома разглядывал рекламные эскизы новых духов. Их нарисовал его друг, блистательный художник Рене Грюо. Кристиан чувствовал: успех предрешен.

Ханна Лебовски

Фото: N. Khayat/Abaca/ТАСС

Этот парфюм предназначался для молодой женщины, романтичной, но одновременно решительной, яркой, смелой... Оставалось только придумать название. Кутюрье резко поднял голову, услышав: «Мсье, к вам мисс Диор!»

Катрин. Дорогая сестренка, его героиня. Во время войны младшая из Диоров проявила удивительную отвагу: присоединилась к Сопротивлению. В 1944 году гестаповцы ее схватили и отправили в лагерь смерти Равенсбрюк. Чудом выжив, Катрин вернулась в Париж в 1945-м и теперь заново училась жить, носить красивые платья и чувствовать себя обычной молодой женщиной. «Вот оно!» — понял Кристиан. Его новые духи олицетворяют ее, Катрин. Неукротимый нрав и бесконечную женственность.

Название было найдено — и стало первым в ряду классических ароматов Dior: Diorama, Diorissimo, Diorella. А Miss Dior произвели фурор одновременно с первой кутюрной коллекцией Кристиана: пришедших на показ гостей в дверях опрыскивали новыми духами сотрудницы Дома. Коллекция одежды, представленная миру двенадцатого февраля 1947 года, стала настоящей бомбой — это слово впервые с военного времени использовалось в мирном контексте.

Главный редактор Harper’s Bazaar американка Кармел Сноу после показа бросилась к Диору, восторженно восклицая: «Это же new look!» Новый взгляд, новый образ, новый стиль: девяносто моделей его коллекции совершили революцию. Впервые за много лет женщинам напомнили о том, что они — женщины. С лебединой шеей и тонкой талией.

Тяготы войны остались в прошлом, больше не нужно экономить. Расточительность в тканях и непрактичные фасоны оказались именно тем, о чем еще недавно дамы не смели мечтать. Холода закончились, наступает весна. Более всего платья и костюмы силуэтов «восьмерка» и «венчик» напоминали перевернутые цветы — розы, тюльпаны, лилии. Никто не подозревал, что каждая модель вдохновлена ушедшей матерью Диора — изящной Мари-Мадлен, большой любительницей цветов.

Фото: пресс-служба Dior

Мир детства — мать, сестра, родовое поместье в Гранвиле, карнавалы, садоводство, море — был источником вдохновения гениального кутюрье. Порой предметы, числа и даже цветы служили Кристиану магическими знаками: ландыши, вшитые в подолы платьев, цифра восемь (тут и принесший Кристиану славу силуэт, и восьмиэтажный дом с восемью ателье в восьмом округе Парижа), талисманы в карманах вроде четырехлистного клевера или счастливой монетки. А судьбоносным знаком была звезда.

В апреле 1946 года, бродя по парижским улицам, переживавший серьезный творческий кризис Диор размышлял о предложении текстильного фабриканта Марселя Буссака. Тот разглядел перспективный талант в Кристиане, вполне успешно трудившемся на именитых Робера Пиге и Люсьена Лелонга, и предложил ему открыть модный дом на свои деньги. Все вокруг убеждали Диора согласиться. Особенно усердствовала предсказательница мадам Делайе, которой он бесконечно доверял и с которой сверял все решения. Делайе повторяла: «Соглашайтесь! Вы даже не представляете, что вам сейчас предлагают».

Размышляя над ее словами во время прогулки по городу, Диор чуть не упал. Предмет, о который он споткнулся, оказался металлической звездой с отверстием посередине, вделанной в мостовую. Звезда напоминала розу ветров, выложенную на полу в холле дома его детства в Гранвиле. Это стало решающим знаком. Дальнейшее — история. А звезду Диор хранил всю жизнь.

...Поначалу особняк на авеню Монтень, 30 вмещал только три мастерские, где работали восемьдесят пять сотрудников. Спустя несколько лет Дом занимал уже пять зданий, в которых размещались двадцать восемь мастерских и куда ежедневно спешили тысяча двести служащих. Ученицы, швеи, портнихи, закройщицы, продавцы и их помощницы, художники, рекламисты — кто только не крутился в этом гигантском улье. Но больше всех Диор ценил швей, чьи исколотые пальцы неустанно клали мельчайшие стежки, превращая замысел в реальность. (Неслучайно одним из символов Dior, олицетворяющим швею, является пчела.) Портнихи день и ночь кроили — верхнюю одежду, повседневные модели и вечерние платья. Помимо подготовки сезонных коллекций отшивали модели для богатых заказчиц. Чтобы не тревожить их покой примерками, в Доме хранились именные манекены, изготовленные с точнейшим соблюдением параметров клиенток и «толстевшие» или «худевшие» вместе с хозяйками.

Фото: пресс-служба Dior

Самое удивительное, чего удалось добиться Диору, — это фанатичная верность каждого, кто трудился в Доме. «Мое платье» — так об одной и той же модели говорили швеи, портнихи, модели, костюмерши, продавщицы.

Кристиан это знал — и его очень трогало такое отношение. А сотрудников восхищала безупречная галантность босса и щедрость к каждому, от блистательной манекенщицы до уборщицы. Он раскланивался со всеми, пропускал в двери перед собой любую женщину, даже юных учениц и помощниц, дарил рождественские подарки, премировал отличившихся и помогал талантливым новичкам.

Одним из начальников мастерских, создававшим в Доме Dior свою первую коллекцию, был Пьер Карден. Главным ассистентом Кристиан взял уже достаточно известного победителя конкурса молодых дизайнеров Ива Сен-Лорана: тот отправил свои эскизы в Dior и был принят. Упрочил славу блистательного дизайнера обуви Роже Вивье. Шанс получали все — бедные провинциалы и титулованные таланты. Портнихой у Диора служила принцесса Элизабет Лихтенштейнская, а мадам Анри Бонне, супруга бывшего посла Франции в Америке, работала в дирекции. Среди манекенщиц Диора было несколько русских: Елена Корнилова, княжна Татьяна Кропоткина, Дина Варенова, дочь оперной певицы из Харбина Алла Ильчун. Эмиграция обрекла их на бедность и унижения, а Диор подарил шанс выплыть.

Чуть позже двенадцать «апостолов»-посланниц, олицетворявших стиль Диора, стали первыми манекенщицами, удостоившимися приема у королевы Елизаветы. А платья «с их плеча» почитали за честь носить самые знаменитые женщины мира и легенды мирового кино Ава Гарднер, Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Лиз Тэйлор, Лорен Бэколл и Марлен Дитрих.

Знаменитых клиентов у Диора было великое множество. Среди них — аристократы, звезды кино, театра и музыки. В том числе и легендарная Марлен Дитрих (слева). Фото: пресс-служба Dior

Знаменитых приятелей у Диора было великое множество. Звезды кино, театра и музыки, аристократы — королева Елизавета, принцесса Маргарет, герцогиня Мальборо, Эва Перон, герцогиня Виндзорская и супруга иранского шаха Фарах Диба... Блистательные женщины рассаживались в салоне, пили шампанское или кофе и курили. Специальная барышня-комментатор объявляла названия моделей. И манекенщицы, словно сказочные видения, проплывали в перекрестии восхищенных взглядов.

Глядя на лысеющего плотного мужчину, одетого в строгий костюм и больше похожего на бухгалтера, невозможно было представить, что его воображение способно создавать истинные произведения портновского искусства. И только самые близкие знали, чего это ему стоит. Сочиняя очередную коллекцию, он надолго запирался и требовал, чтобы прислуга обувалась в бесшумные тапочки. Иногда скрывался ото всех на старой мельнице в деревушке Милли и рисовал. Больше всего его вдохновляли цветы, сады, опера, а еще — воспоминания о путешествиях, женские образы прошлого и знаменитые дягилевские балеты.

Диор стал законодателем, к которому, затаив дыхание, прислушивался весь мир. Если он решал, что длина платьев должна заканчиваться в сорока двух сантиметрах от пола, никто не смел задуматься, почему не в сорока одном или сорока трех. Если изобретал новые силуэты в виде букв A, H и Y, никому и в голову не приходило носить что-то другое. Его остро заточенный карандаш то скользил по бумаге, запечатлевая очередное воздушное чудо, то делал решительные пометки в колонках цифр: к пятидесятым модельер стал главой мощной империи, удивительным образом сочетая гений творца с талантом бизнесмена. Конечно, ему подражали, его беззастенчиво копировали. Но даже это стало толчком к блестящей идее. Кристиан первым начал практиковать лицензирование — модели позволялось копировать или работать в сходном стиле, купив права на бренд и получив одобрение Диора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тренд на джентрификацию Тренд на джентрификацию

В современных городах набирает обороты джентрификация

РБК
Восстание машин Восстание машин

А того ли мы боимся?

Игромания
Дмитрий Гришин Дмитрий Гришин

Сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин о стартапах.

GQ
Танцы без правил Танцы без правил

Дженна Деван-Татум о сексуальном притяжении и эзотерике

Cosmopolitan
Супер-девушка Супер-девушка

Елена Крыгина — о везении, трудолюбии и штампе в паспорте

Cosmopolitan
Живая природа Живая природа

Не все микробы одинаково вредны

Cosmopolitan
В Африку гулять В Африку гулять

В Кении можно сделать очень много

Cosmopolitan
Что делать с «сильной женщиной»? Что делать с «сильной женщиной»?

Психолог Илья Латыпов рассказывает о том, что делает женщину сильной и что делать мужчине рядом с сильной женщиной?

Домашний Очаг
Алексей Петренко. Мистика и судьба Алексей Петренко. Мистика и судьба

Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза
Родные люди Родные люди

Где найти справедливость и как жить без нее.

Русский репортер
Дэнни Бойл: «Мы вложили в «Т2 Трейнспоттинг» очень много личного» Дэнни Бойл: «Мы вложили в «Т2 Трейнспоттинг» очень много личного»

Режиссер рассказал о продолжении «На игле» в интервью Правила жизни

Правила жизни
Кроить по-русски Кроить по-русски

Кто сказал, что нет пророков в отечестве? Мы нашли их в Саратове в лице портных Андрея и Александра Гришиных.

The Rake
Я могу дать сдачи Я могу дать сдачи

Наталья Ионова, сценический псевдоним Глюк'оZa, о дворовом детстве, летающих тарелках и найденной женственности.

Домашний Очаг
Ярлык на ве­ли­кое княжение Ярлык на ве­ли­кое княжение

Звезда Парижской оперы Ильдар Абдразаков - о мировой славе и любви всей своей жизни.

Vogue
Актив­ные гражданки Актив­ные гражданки

Резкий всплеск феминизма в кругу актрис и топ-моделей.

Tatler
Где любовь Где любовь

Пройти через развод и остаться человеком.

Русский репортер
Яблоч­ки от яблоньки Яблоч­ки от яблоньки

Иванка и Тиффани Трамп - девушки мечты со всеми подробностями.

Tatler
Женское дело Женское дело

Накануне Международного женского дня мы решили поговорить с известными в нашей стране девушками-гонщицами.

АвтоМир
Инструк­ция по уходу Инструк­ция по уходу

Рассказываем о ваших правах при увольнении

Glamour
Porsche 911 R Porsche 911 R

Автомобиль для истинных ценителей неразбавленного драйва.

Quattroruote
Это все моя жизнь Это все моя жизнь

Актриса Ингеборга Дапкунайте о вдохновляющих людях, стремлении делать хорошее и о том, в чем ей в жизни повезло.

Домашний Очаг
На сты­ке времен На сты­ке времен

Дом в Австралии начала XX века, которому придал современный вид дизайнер Грег Наталь.

AD
Вкус манги Вкус манги

Скарлетт Йоханссон об аниме и моногамии.

GQ
Обыгрывая бога Обыгрывая бога

Синтетические биологи и их игры в создание искусственных геномов

Популярная механика
«Россия хранит золотые запасы мракобесия» «Россия хранит золотые запасы мракобесия»

Владимир Сорокин — о своей литературной кухне.

Огонёк
AudI Q5 AudI Q5

Кроссовер из Ингольштадта сохранил компоновку и габариты, но все остальное – свежее.

Quattroruote
Ночь в опере Ночь в опере

Недавно мы поняли, что в своем эстетическом развитии доросли до оперы

Maxim
Ода брадости Ода брадости

Познавательная статья о месте бороды в истории и на твоем лице

Maxim
Mercedes GLK Mercedes GLK

Автомобиль во многом оправдал наши ожидания. Но не во всем.

АвтоМир
Плановая агрономика Плановая агрономика

Как Белгородская область из незаметных аграрных регионов прорвалась в тройку крупнейших производителей продовольствия в России

Forbes
Открыть в приложении