КАНТРИ Русская азбукаКулинария
Блины
«Да что в них такого? Обычное запеченное тесто...» – так может сказать лишь человек, не живший России. Потому что блины для нас – это и наше солнце, и целая Вселенная...
Символизм блина и правда зашкаливает. Еще с древних, языческих, времен он был чем-то вроде ритуального знака, который сопровождал человека всю его жизнь. Перед тем как младенец появлялся на свет, его мать непременно ела блины, а когда приходило время отправиться в мир иной, они были на столе на поминках. Так что, с одной стороны, блин был этаким микрокосмосом, который напоминал всем нам, бренным созданиям, о скоротечности времени. А с другой – румяный и ароматный, он воплощал в себе жизнь во всей ее мощи, силе и полноте.
«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце, – писал, словно мантру, А.И. Куприн. – Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Точнее и поэтичнее, пожалуй, и не скажешь.
Важнейшее событие, основное действие которого связано с блинами, – конечно же, Масленица. Согласно сказанию, была эта самая Масленица дочерью Мороза, родилась и выросла на Севере. Однажды ее, прячущуюся за сугробами, заприметил в лютую стужу человек и попросил помочь людям согреться и развеселиться. Масленица явилась в деревни не той юной девушкой из леса, а разудалой бабой, которая пустилась в пляс вместе с народом, доводя всех до обморока, так что о зиме тут и правда было несложно забыть. С тех пор столь же веселый и разгульный, как эта баба, праздник длится неделю, все ходят друг к другу в гости, устраивают гулянья с катанием на санях, проводят причудливые семейные ритуалы и, конечно, пекут блины, чтобы наесться ими досыта самим и угощать других. Ну а чучело Масленицы сжигают, что знаменует собой проводы зимы и встречу весны.
Первый – не комом
Пекли блины на Масленицу в основном из дрожжевого теста. Мука бралась отнюдь не пшеничная, которую большинство из нас использует сегодня, а гречишная или ржаная (реже просяная, ячменная, гороховая), так что истинно русские блины совсем не те, что мы едим в XXI веке: они выходили более пухлые, рыхлые и имели чуть кисловатый вкус.