О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – силаИстория

«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

Андрей Викторович Келлер, доктор философии (Германия), доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского федерального университета, г. Екатеринбург

Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем выпуске «Предыстория появления "художеств" в Петербургской Академии художеств и наук» // Знание – сила. № 6/24.

Продолжим наш рассказ о появлении современной науки. В прошлый раз мы закончили на том, что Великая конвергенция, или схождение «художеств и наук» в XVI—XVII веках раннего Нового времени сменила Великая дивергенция, или расхождение последних в XVIII—XIX веках. Есть всегда настоящее, в котором актуализируется прошлое и из которого прорастает будущее. Во все времена происходит актуализация наследия человечества с разной интенсивностью и качеством. Современная наука выросла из античной натурфилософии и средневековой схоластики стран ислама и латинского Запада, где в занятия наукой интегрирована напрямую или косвенно цель доказательства существования бога и его познания как высшей сущности, истины, блага, природы, космоса, вселенной, проблема универсалий, т. е. общего и единичного. Поэтому влияние церкви можно назвать не только пагубным, но и благотворным, поскольку в результате тысячелетней традиции скрипториев в монастырских библиотеках1 спасено античное наследие научной мысли древней Греции и Рима: математика Пифагора (570—490 до н. э.), физика Аристотеля (384—322 до н. э.), геометрия Евклида (325—265 до н. э.), механика Архимеда (287—212 до н. э.), астрономия Птолемея (ок. 100 – ок. 170 н. э.). Топливо, необходимое для того, чтобы засияла сверхновая современной науки.

1. См., например, манускрипт «Сад наслаждений» (1195) с изображением круга «семи свободных искусств», созданный под руководством настоятельницы женского монастыря св. Одилии в Вогезах (Франция, Эльзас) Геррады Ландсбергской.

Упражняясь в искусстве каллиграфии и молитвы, участники монашеских братств погружались в состояние глубокого созерцания сущностей, тренируя новый тип концентрации и восприятия как глубокого внутреннего погружения, в то время как братства строителей готических соборов (первые масоны) формировали профессиональные навыки при создании планов постройки соборов – сложнейших инженерных сооружений своего времени, требующих комплексных математических расчетов, цветных витражей или вытачивания одной детали декора в течение нескольких месяцев или даже лет – под тихими, высокими и ажурными сводами «неба» (нефа) соборов совершалась кропотливая, едва заметная работа по тренировке руки и глаза мастера.

Изваяние Пифагора. Справа от него изображен Аристотель. Шартрский собор (1194—1260)

Французский философ и один из основоположников западной философии Рене Декарт писал, что «те мастера, которые занимаются тонкой работой и привыкли со вниманием устремлять взор на отдельные точки, благодаря упражнению приобретают способность в совершенстве различать сколь угодно малые и тонкие вещи»2. Тренировались тонкие настройки восприятия для работы с видимыми и невидимыми вещами – увидеть невидимое, абстрактное, понять метафизическое, трансцендентное. Смена оптики, перспективы, позволила впоследствии навести натренированный взгляд на природу и вещи, окружающие нас. Такой взгляд видит не только вещь как таковую, не только ее признаки и свойства, но и качества, пока невидимые и гипотетические, открывающиеся в ходе эксперимента и получения нового опыта. Так наука научилась «хватать бога за бороду».

2. René Descartes: Regulae ad directionem ingenii, 1628. / Рене Декарт: Правила для руководства ума. Перевод с латинского М. А. Гарнцева. // Рене Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., «Мысль», 1989. С. 106.

Спасенное античное наследие в монастырских скрипториях аккумулируется в виде знаний и бесценного опыта переосмысления античного наследия в богословском аспекте. Практики не только созерцания, но и обоснования существования бога (теодицеи), способствовали развитию духовных и интеллектуальных компетенций непосредственного восприятия, близких к абстрактному мышлению, способному выводить универсальные законы природы уже независимо от эмпирики (см. Иммануила Канта).

Эти умения руки и глаза, примененные в эксперименте, открытие учения об идеях Платона (420‑е – 340‑е до н. э.) и появление интеллектуального направления неоплатонизма, хотя и Аристотель никуда не исчез и оставался в сонме авторитетов древности, изобретение печатного станка и прямой перспективы в эпоху Возрождения привели к формированию новой эстетики и архитектуры знания (антропоцентризм и гуманизм), его стандартизации и тиражированию, созданию сети ученых, рождению Нового метода и Новой науки.

Стило, резец, карандаш и кисть в руках мастеров – творцов уникальных артефактов – стали основой средневековой культуры, сформировавшей в свою очередь опоры для фундамента, на котором была построена Новая наука, подобно второй достроенной башне готического собора после пожара, но уже в другом, более совершенном виде. Массовая лихорадка эпохи Возрождения по коллекционированию редких античных инкунабул, как и копирование и компилирование античных текстов, трансформировалась с изобретением печатного станка в формирование собраний печатных книг в больших монастырских и светских библиотеках. Началось фиксирование и исследование законов природы: коллекционирование артефактов в кунст- и вундеркамерах, создание анатомических кабинетов, каталогизация, классификация природы в альбомах, атласах и таблицах, систематизирующих и описывающих космос, прежде всего планеты Солнечной системы и ближайшие звезды видимого неба, флору, фауну, анатомию человека, географию. Появляется максимально реалистичная живопись с любовью к мельчайшим подробностям и деталям. Реализм живописи эпохи Возрождения отличается от условной средневековой живописи. Достаточно посмотреть на картины и гравюры Альбрехта Дюрера, голландский натюрморт XVI—XVII веков, фламандскую живопись первой половины XVII века, все искусство эпохи барокко, совпавшей со временем научной революции XVI—XVII веков, чтобы убедиться в этом.

Леонардо да Винчи стал воплощением образа ученого, соединившего в себе художника, механика, инженера, архитектора, экспериментатора. Перевод взгляда от символического и ирреального к реальному, конкретному, материальному, наглядному, позиционировал по-новому роль факта в науке, изменил кардинально жизнь вещи, позволил ей и разным формам телесности войти на полных правах в практику науки. Происходит обращение к мастерам: механикам, оптикам, часовщикам, инструментальщикам, строителям, химикам в мантии алхимиков, практики которых связаны с трансформациями вещества, материалами и производством вещей. Мир людей и мир вещей встретились в месте экспериментальной лаборатории, а мир символов, аллегорий и абстрактных понятий нашел свое выражение в человеческой телесности, географических, планетарных, звездных и космологических картах. Движение от бестелесного к телесному не означает, однако, грубый материализм XIX века. Это особое состояние восприятия на грани духовного и интеллектуального, теории и практики, созерцания и анализа, веры в бога и веры в науку, химии и алхимии, физики и метафизики, астрономии и астрологии, космологии и богословия, всемирной гармонии и музыки сфер, философского камня и эликсира жизни, вечного двигателя и первоначал природы, флогистона и эфира. На грани соединения всевозможных интеллектуальных, духовных и эстетических практик.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
Робот Pepper помог людям восстановить движения в руках после инсульта Робот Pepper помог людям восстановить движения в руках после инсульта

Робот Pepper проводил реабилитационные тренировки с людьми после инсульта

N+1
Герасим и топор, или Преступление без наказания Герасим и топор, или Преступление без наказания

Вероятно, это самое знаменитое описание преступления в мировой литературе

Дилетант
Чебуреки Чебуреки

Они должны быть настолько сочными, чтобы, когда ешь их, аж по локтям текло

КАНТРИ Русская азбука
Как нравиться людям Как нравиться людям

12 шагов, чтобы стать приятным собеседником

Лиза
Анна на кастинге Анна на кастинге

«Тайны Карениной»: документальный сериал о киногеничности романа Льва

Weekend
И в букет, и в тарелку И в букет, и в тарелку

Цветы не только красивы, но вкусны и полезны

Здоровье
Все умерли Все умерли

10 героев сериалов, которых прикончили их безжалостные авторы

Weekend
Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег

Бесплатная корзинка с хлебом бывает только в мышеловке

VOICE
Крупный заемщик больше не мечта банкира Крупный заемщик больше не мечта банкира

Финансовое положение ряда крупных компаний сейчас сложное и останется таким

Монокль
Лошадиная королевская фамилия Лошадиная королевская фамилия

«Моя леди Джейн»: кони и люди в альтернативной истории Англии XVI века

Weekend
«Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы «Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы

Как побороть стыд за родственников, злоупотребляющих алкоголем

Psychologies
Действие бездействия Действие бездействия

Почему «Три сестры» стали образцовой пьесой Нового времени

Weekend
Ребятам о зверятах Ребятам о зверятах

Росина Сефиен вышла на дейтинг-охоту и вернулась со славными трофеями

VOICE
Мхи могут сделать Марс пригодным для сельскохозяйственных культур Мхи могут сделать Марс пригодным для сельскохозяйственных культур

Земные мхи не только выживут на Марсе, но смогут изменить марсианские почвы

ТехИнсайдер
Один на острове Один на острове

25 вещей, которые непременно нужно сделать на Сахалине

2Xplore
Восемь мифов о правильной еде Восемь мифов о правильной еде

Давно опровергнутые, но устоявшиеся представления о правильной еде

Здоровье
Дмитрий Кюлленен Дмитрий Кюлленен

Дмитрий Кюлленен — ресторатор, который создает неопанк-вайбы

Собака.ru
История в лицах История в лицах

Михаилу Тройнику отлично удается играть как простого парня, так и аристократа

OK!
Всё, что нужно знать об «обмелении» — технике, позволяющей получить самые яркие оргазмы от проникновения Всё, что нужно знать об «обмелении» — технике, позволяющей получить самые яркие оргазмы от проникновения

Об обмелении — одном из секс-трендов года

VOICE
Лето в городе Лето в городе

Как интересно провести время на отдыхе в городе

Здоровье
Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности

Ученые проанализировали останки 97 человек из средневекового сельского некрополя

N+1
«Во всем дойти до самой сути…» «Во всем дойти до самой сути…»

Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – сила
Дом у моря Дом у моря

Белоснежная вилла для летнего отдыха, со всех сторон открытая к морю

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить

65% опрошенных беспокоят вопросы выстраивания стратегии и партнерской работы

Inc.
Предатели Предатели

В истории каждого народа есть не только свои герои, но и антигерои

Дилетант
Поразительные факты! Как фильмы Голливуда повлияли на пропаганду во время Второй мировой Поразительные факты! Как фильмы Голливуда повлияли на пропаганду во время Второй мировой

В 1942 году правительство США создало OWI и установило офис прямо в Голливуде

ТехИнсайдер
Фрагментация глобальной экономики Фрагментация глобальной экономики

О процессах фрагментации глобальной экономики

Деньги
И ты, Иван? И ты, Иван?

Почему гетман Иван Мазепа предал своего царя?

Дилетант
Акция «В постели за мир» Акция «В постели за мир»

Лежачий протест Джона Леннона и Йоко Оно против войны во Вьетнаме

Дилетант
Открыть в приложении