Картошка фри и оплата наличкой: что поможет в развитии IT-бизнеса в Латинской Америке
Латинская Америка — это огромный, пока не слишком конкурентный рынок с неплохим инвестиционным климатом, высоким проникновением интернета и лояльностью к зарубежным проектам. Другими словами, это подходящее место для запуска и масштабирования цифровых продуктов. На что обратить при выходе в регион IT-компаниям, в колонке для Forbes рассказывает Артем Казаков, операционный директор платформы для IT-обучения и трудоустройства в США Careerist и бывший управляющий партнер бразильской онлайн-школы Mentorama.
Неоднородный рынок
Латинская Америка неоднородна. Страны региона отличаются друг от друга не только языком и законодательством, но и традициями и менталитетом. Каждая требует своего подхода, а значит, начинать покорение этого рынка стоит с одной, максимум с двух стран — на большее вряд ли хватит ресурса команды и инвестиций. По моим подсчетам, минимальные вложения на выход в одну локацию составят $300 000–$500 000. Эти средства покроют расходы на разработку MVP (минимально жизнеспособный продукт), локальную команду и маркетинг в первые несколько месяцев работы. На дальнейшее масштабирование потребуется еще минимум $1 млн.
Одна из наиболее привлекательных для иностранного бизнеса стран в регионе — Колумбия. Среди ее преимуществ перед соседями — более простая процедура регистрации юрлица и различные льготы. Например, технологические и инновационные компании здесь на пять лет освобождаются от налога на прибыль. Но ее экономика еще не стабилизировалась, считает Международный валютный фонд (МВФ). Это выражается в высокой инфляции и низкой покупательской способности местного населения.
Во многом поэтому иностранцы зачастую начинают освоение региона с более стабильного рынка Бразилии. Из российских предпринимателей так поступили, например, основатели онлайн-школы цифровых профессий EBAC Online и сервиса перевозок inDrive. В пользу страны говорит высокий уровень цифровизации: число интернет-пользователей в Бразилии насчитывает 182 млн человек (это пятое место в мире), по данным Statista. А тот же МВФ называет бразильскую экономику девятой по величине в мире. Впрочем, и у Бразилии есть свои минусы. Например, от местных не стоит ждать пунктуальности или проактивности. Страна также отличается высоким уровнем бюрократии: только на открытие юридического лица здесь уйдет несколько месяцев. Для сравнения: в Парагвае это займет пару недель, в Чили — 21 день, а в Боливии — не больше месяца.
Еще одна популярная среди иностранцев страна — Мексика. Среди ее преимуществ для разработчиков онлайн-сервисов — количество интернет-пользователей. Оно составляет около 96 млн человек (74% населения). Здесь также развит рынок электронной коммерции, в 2022 году его объем достиг $19 млрд. Еще одно достоинство страны — соседство с США. Близость к Штатам облегчает поиск и привлечение капитала, что, в свою очередь, ускоряет развитие и масштабирование бизнеса в стране. Кроме того, многие мексиканские специалисты учились или работали в США, поэтому здесь проще найти квалифицированные кадры, чем в других частях Латинской Америки.
На одном языке
В регионе всего одна англоязычная страна — это маленькая и пока бедная, хоть и крайне быстро растущая, Гайана. По данным Statista, хорошо знают английский в отдельных городах Латинской Америки — Буэнос-Айресе (Аргентина), Ла-Пасе (Боливия), Сантьяго (Чили) и Тегусигальпе (Гондурас). В других локациях в работе не обойтись без знания локальных языков: в Бразилии, например, потребуется бразильский вариант португальского языка.