P.I.C. Partner In CrimeИстория
Точно по протоколу
Порой, чтобы разгадать преступление или некое загадочное происшествие, нужно восстановить хронологию случившегося с точностью до дней, часов, минут, опираясь исключительно на факты. Вот несколько хрестоматийных событий, которые предлагаем освежить в памяти этим проверенным методом (который сейчас нередко игнорируется). Тренинг по криминалистике объявляется открытым!
21 августа 1911 года. Похищение «Джоконды» из Лувра
20 мая 1911 года. Директор Лувра Теофиль Омоль в интервью журналистам центральных французских газет заявил: «Украсть Мону Лизу? Это все равно что похитить колокола Нотр-Дам-де-Пари».
21 августа. Утром в понедельник, когда в музее был выходной день, злоумышленник проникает в Квадратный салон, снимает картину и выносит ее. Художник Ив Шадрон, делавший по заказу шесть копий «Джоконды», не обнаруживает полотно на месте.
22 августа. Лувр не открывают для посетителей. Газеты пестрят заголовками: «Мона Лиза похищена!» Следствие возглавляет известный сыщик Альфонс Бертильон. Он сразу же выдвигает версию, что похититель является представителем мира искусства.
7 сентября. Арестовывают художника Пабло Пикассо, потому что авангардист заявлял: «Мону Лизу надо убрать из Лувра». Его в тот же день освобождают, но Пикассо потом не раз говорил, что всегда будет помнить, как ехал в наручниках по улицам Парижа. За отсутствием улик отпускают и других подозреваемых.
18 февраля 1912 года. Эдуардо Вальфьерно продает американскому коллекционеру первую из шести копий, сделанных Шадроном. Эдуардо уверяет, что это «тот самый шедевр». Под такой легендой ему удается сбыть остальные пять полотен.
14 апреля. Тонет «Титаник». Газеты выдвигают версию, что «Джоконда» была на борту, а теперь на дне.
29 ноября 1913 года. Флорентийский антиквар Альфред Гери получает письмо от некоего Леонардо с предложением купить похищенную «Джоконду».
10 декабря. Гери встречается с неизвестным, который соглашается оставить полотно на экспертизу. Она подтверждает подлинность произведения. Антиквар вызывает полицию, которая арестовывает обладателя шедевра. Им оказывается итальянец Винченцо Перуджа, работавший в 1911 году в Лувре.
4 января 1914 года. Мона Лиза возвращается в музей. В первый день экспозиции на «Джоконду» приходят посмотреть 100 тысяч человек.
Послесловие. 12 июня 1914 года. Во Флоренции проходит суд над Перуджа. Он поясняет, что украл картину «из патриотических побуждений»: хотел вернуть шедевр на родину. Поэтому приговор выносят мягкий: год и 15 дней. Бертильон не поверил в «патриотическую» версию. По его мнению, Перуджа мог быть в сговоре с Вальфьерно, чтобы хорошо заработать и на копиях, и на оригинале.
15 апреля 1912 года. Гибель «Титаника»
31 мая 1911 года. Один из трех судов-близнецов типа «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн» спускают на воду. Длина корабля — 269 метров, ширина — 28 метров. Экипаж — 908 человек, максимальное количество пассажиров — 2556. Спасательные шлюпки рассчитаны на 1178 персон, что не противоречит нормам, а даже превосходит их на 20%. Действовала формула, основой которой было не число людей на борту, а водоизмещение.
10 апреля 1912 года. «Титаник» с помощью буксиров отходит от причала порта Саутгемптон (Великобритания). При этом корабль чуть не сталкивается с пассажирским судном «Нью-Йорк», у которого оборвались все шесть швартовочных концов и его стало «примагничивать» к «Титанику». И только благодаря реакции экипажа буксира «Вулкан» удалось избежать аварии.
11 апреля. В Куинстауне в последний раз поднят якорь «Титаника». Он принимает последних 120 пассажиров и почту, вскоре делает остановку, чтобы дать сойти лоцману на плавучий маяк «Даунт». После этого корабль с 2224 пассажирами берет курс на Нью-Йорк.
14 апреля. На протяжении всего дня суда сигнализируют «Титанику»: «Осторожно! Впереди льды». Капитан лишь немного отклоняется от курса. Вообще, к сигналам об опасности относятся весьма пренебрежительно. Так, на сообщение в 22:55 от «Калифорнианы», остановленной льдами, радиорубка «Титаника» отвечает: «Не мешай! Ты глушишь мой сигнал. Я работаю с мысом Рос». Просто радист загружен телеграммами богатых пассажиров в стиле «Путешествие великолепно!».
14 апреля. 23:40. Корабль идет на скорости 22 узла (около 41 км/ч). На мостике замечают айсберг, дают приказ дать задний ход. Но удара не избежать — шесть отсеков получают пробоины. Только через четверть часа командуют расчехлить шлюпки. Первыми туда садятся обитатели кают класса люкс (из 143 не спаслись только двое). Пассажиров третьего класса пускают на шлюпочную палубу лишь спустя полтора часа после столкновения. 15 апреля. 2:20. «Титаник» затонул. Катастрофа унесла жизни 1513 человек.