Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историйЗнаменитости

Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Беседовала Марина Порк

Фото: «Мосфильм»

«Я уже была довольно взрослая. Когда окончила Высшие режиссерские курсы в 1993-м, кино пребывало в полумертвом состоянии. Владимир Яковлевич Мотыль, который был худруком этих режиссерских курсов, издал документ. Мы должны были его подписать, потому что это же магистратура, второе высшее образование. И я подписала: я, Сторожева Вера Михайловна, в здравом уме и твердой памяти понимаю, что иду учиться профессии в индустрию, которой нет. Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными».

— Вера Михайловна, четвертый сезон сериала «Шифр» прошел так же, как и три предыдущих, — с огромным успехом. Об этом свидетельствуют высокие рейтинги. Как вам удалось снять столь успешный проект?

— Недавно мы с мужем Сергеем Поповым, сыгравшим судмедэксперта Петра Натановича, побывали в Минске, и там в камере хранения к нему подошла группа подростков из Бреста. Ребята сказали: «Сергей Сергеевич, мы очень любим «Шифр», Петр Натанович — наш любимый герой, разрешите сфотографироваться». Мне было приятно, что «Шифр» смотрят и полюбили не только взрослые — те, кто помнит прошлое или жил в пятидесятых, — что наше кино интересует и молодых, потому что мы не критикуем, не даем оценку той эпохе, мы стараемся честно и непредвзято воспроизвести время и психологию людей того времени. Тогда даже отношение к детям, к своим обязанностям было совершенно другим. Многие жили по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе». И это было искренне.

Наши героини Ирина, Анна, Соня, Катерина Петровна не совсем правильные женщины в нашем сегодняшнем представлении, они неправильно ведут себя по отношению к семье, детям и из-за этого имеют немало проблем. Наверное, честное отображение эпохи, психологии не только главных героинь, но и второстепенных персонажей, тщательнейшая их разработка и воссоздание эпохи через атмосферу, интерьеры и костюмы, грим — это то, что обеспечило успех нашей работе. Каждый сезон был не легче предыдущего, нельзя было повторяться и в личных историях, и в детективе, для каждого сезона требовался огромный кастинг не только в Москве, но и в городах, где наши героини вели расследование. Например, только для четвертого сезона нам потребовался кастинг на роли 138 персонажей, и это не считая наших основных героев...

Много и тщательно работала не только я, но и авторы сценария, моя постоянная группа, потому что мы очень любим этот проект, любим наших героинь, историю.

Как правило, на других таких длинных проектах от сезона к сезону меняются уж точно режиссеры, авторы сценария, второй состав, в итоге получается очень неровный телепродукт. Мы ушли от подобных проблем, избежали таких недостатков, поскольку основной коллектив работавших над «Шифром» людей не менялся. Мы от сезона к сезону делали какие-то выводы, старались совершенствовать наш процесс, героинь, истории. Наверное, поэтому нам удалось снять успешный проект.

Вера Сторожева на съемках сериала «Шифр 4», 2023—2024 годы. Фото: В. Шилов/предоставлено Первым каналом

— Не секрет, что начинался он с английского сериала, который лег в основу первого сезона. Но в российском варианте много сюжетных линий посвящено личной истории каждой героини. И они работают на успех не меньше, чем детективные хитросплетения! Эти истории затягивают, заставляют еще больше симпатизировать отважным героиням, переживать за них, они находят особенный отклик у женской аудитории. Кстати, и у мужской тоже! Мой муж переживал за Ирину, которую сыграла Марьяна Спивак, постоянно спрашивал, поскольку видел не все серии, развелась она или не развелась. Правда ли, что личные истории были талантливо придуманы и написаны Ольгой Гнедич?

— Ольга Гнедич у нас основной автор, она придумывала и героинь, и личные линии, и детективы. В разных сезонах к ней подключались соавторы, например Дмитрий Гнедич, и авторы некоторых детективов, и редакторская группа была всегда с ней рядом, но все диалоги она писала сама к 64 сериям! Помню, прислала серию ко второму сезону ночью, дописывала текст, пока к ней ехала скорая забрать ее в роддом. В общем, по силе духа наши женщины-создатели не уступают нашим героиням.

По поводу формата нет никакой тайны, и это указано в титрах: мы использовали формат английского телесериала «Код убийства». Но там было всего три и четыре серии, то есть семь, и он как-то не пошел дальше, не получился длинным у англичан. У нас 64 серии, мы пошли своим путем и не стали копировать формат, а создали своих героинь в наших исторических условиях 50-х годов XX века. «Код убийства» не мог полностью соответствовать «Шифру» ни по сюжету, ни по персонажам, ни по разнице жизни в Англии и Советском Союзе в 50-е годы, ни по историям женщин — там все по-другому. Главное, что было взято из сериала «Код убийства», — это четыре героини, у нас они служили в ГРУ, а Главное разведывательное управление — это, как известно, мозг армии. У англичан четыре женщины служили, кажется, в английской разведке. И все они тоже обладали некими уникальными способностями. Вот и все совпадения.

А различий много. Например, наши женщины не могли не работать. Еще не было статьи за тунеядство, она появится в Уголовном кодексе чуть позже, но все равно в 1956 году, с которого начинается действие, разве могла не работать советская женщина? Катерина в исполнении Елены Пановой — это героиня, которая отсидела в лагерях, потому что не секрет, что отдел, который она возглавляла, Хрущев разогнал, там были посадки среди сотрудников. В общем, хоть они и считались мозгом армии, их действительно подбирали за уникальные способности, как для полета в космос, эти женщины не были одарены ни особым вниманием, ни льготами, говоря современным языком, ни каким-то положением в обществе. Их просто уволили, выгнали, и каждая выживала как могла.

Да, действительно, у нас тоже четыре героини, которые служили в некоем секретном учреждении страны. Но на этом сходство с форматом заканчивается, у них настолько разные судьбы, что мы, в общем-то, уже забыли, что стало отправной точкой.

Вера Сторожева на съемках фильма «Сдается дом со всеми неудобствами», 2016 год. Фото: «Мосфильм»

— «Шифр» прибавил актрисам, сыгравшим главные роли, популярности. Да, известна была Елена Панова, которая до этого снималась у вашего учителя Александра Митты. А у Марьяны Спивак, Яны Дюбуи ролей такого уровня не припомню, как и у Екатерины Вилковой, хотя она снимается много. Как проходил кастинг, кого вы искали?

— Соглашусь, мне кажется, у Вилковой, невзирая на ее известность как актрисы, такой глубокой роли не было.

Конечно, мы искали соответствия образам. Одна умная, взрослая, это то, что сыграла Елена Панова, по сюжету бывший начальник отдела, ставшая лидером этой группы. Затем красивая блондинка, ее сыграла Вилкова, это героиня, которая умеет анализировать и считывать сиюминутную ситуацию. Марьяна Спивак сыграла женщину с математическими способностями, которая все выверяет математикой, формулами и графиками. И младший член нашей четверки — это Соня с уникальной памятью, еврейка, которая пережила холокост, все ее родственники были уничтожены фашистами.

Мы искали актрис, которые выглядели бы по-разному, чтобы зрители не путались. Сейчас смешно об этом говорить, потому что каждая героиня получилась со своим лицом, но всегда в основе всего лежат практические вещи. Кастинг продолжался довольно долго, в течение полугода. Но мы не смотрели много актрис, мы выбирали точечно. Пробы проходили в гриме, костюме, одновременно шла работа над сценарием, мы его корректировали под актрис, выписывали образы. Сценарист Ольга Гнедич (начинала она как Попова, потом вышла замуж, сменила фамилию) тоже обладает уникальными способностями. Ей было 29 лет, когда мы начали писать, но она как будто жила в ту эпоху, каким-то нездешним опытом считала все речевые характеристики. Очень точно выписывала образы героев того времени, совершенно других людей — с иным словарным запасом, представлениями о жизни, ценностями.

Когда во время кастингов мы раздавали актерам отрывки из сценария, многие отмечали, что у Ольги получились потрясающие диалоги, очень драматургичные и самоигральные. Там не спутаешь персонажей. Беда, когда герои говорят одним языком, языком автора, невзирая на профессии, возраст и эпоху.

Первый канал дал нам карт-бланш, не было никакого диктата, мы предлагали актеров, они в основном соглашались или высказывали свое мнение. Когда съемки уже должны были начаться, меня стали одолевать ужасные сомнения по поводу двух актрис. Вроде бы мы их утвердили, канал подтвердил, что все хорошо. Но я все же настояла на замене, в итоге у нас сложился прекрасный квартет из четырех героинь.

Надо сказать, что Яна Дюбуи у меня пробовалась, потом я ее потеряла. Яна была актрисой МХТ, помню ее еще со студенческих лет. Пока мы собирались снимать, она вышла замуж за итальянца, бросила актерскую профессию, уехала жить в Италию, сменила фамилию Осипова на Дюбуи. Я ей позвонила, сообщила: «Яночка, мы тебя утвердили». Она буквально ошарашила: «А я же бросила актерскую профессию. Только что вышла от доктора, я беременна». Я настояла: «Ну и что, мы будем тебя беречь». И Яна стала сниматься, а мы ее берегли в течение полугода. А до начала съемок еще репетировали, костюмы ей шили. Она все время повторяла: «Не волнуйтесь, беременность — это не болезнь». Стойко все выдержала.

Мы не ожидали, что будет второй сезон. Я уже подрядилась в другой проект, но все решилось быстро, мы погрузились в работу над следующим сезоном. Яна, благополучно родив ребенка, забеременела снова. И Ольга, которая писала сценарий полностью сама, придумала, что мы отдадим Соню замуж и она забеременеет, потому что актрисе невозможно уже было скрывать живот. Яночка снималась, дотянула почти до родов, уехала и родила второго ребеночка. Вот такая история.

А что касается Марьяны Спивак, перед «Шифром» она снялась у Андрея Звягинцева в «Нелюбви». Стала известна ценителям авторского фестивального кино, мы ее там увидели. Работой Марьяны все остались очень довольны.

Яна Дюбуи, Олег Гаас, Сергей Пускепалис, Вера Сторожева, Марьяна Спивак и Елена Панова на съемках сериала «Шифр», 2019 год. Фото: А. Джус/из архива В. Сторожевой

— Вера, все-таки четыре актрисы на площадке, четыре амбициозные личности рождают взрывоопасную ситуацию. Как складывалось их партнерство? Возникали ли конфликтные ситуации, нездоровая конкуренция?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
Лучшие турецкие сериалы последних лет Лучшие турецкие сериалы последних лет

Турецкие сериалы, которые стоит посмотреть: Серкан Болат и все-все-все

Maxim
Алексей Ивашов: «Отец ушел из дома, и на этот раз все могло закончиться разводом» Алексей Ивашов: «Отец ушел из дома, и на этот раз все могло закончиться разводом»

В кино я наконец повидал родителей: Светлану Светличную и Владимира Ивашова

Коллекция. Караван историй
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Тело рядышком лежит Тело рядышком лежит

Пригов окончательно превратился из нонконформиста в классика

Weekend
Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов

Как затерянный в стене квартиры цезий уносил жизни одну за другой

ТехИнсайдер
Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой

Дал себе слово, что сделаю все возможное и невозможное, но стану актером

Караван историй
Роу-муви Роу-муви

Неудивительно, что именно сказки стали одним из первых киножанров

Правила жизни
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев

Какие основные шаги надо проделать, чтобы получить ЭПСМ

ТехИнсайдер
Дикая охота Дикая охота

Я провожу свою вечность с теми, кто никогда говорить не умел

СНОБ
Грустная дива: как оперная певица Мария Каллас покорила мир и лишилась голоса Грустная дива: как оперная певица Мария Каллас покорила мир и лишилась голоса

Трагичная история оперной дивы Марии Каллас, которая так и не нашла любви

Forbes
Игра на повышение Игра на повышение

У Софьи Шидловской два события в декабре – премьера «Чайки» и «Первый номер»

Grazia
Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение

Итоги года: как сделать этот процесс наполняющим, а не разочаровывающим?

Psychologies
Грани и границы Грани и границы

Петр Рыков играет на грани

Men Today
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
Травля на работе: как уцелеть в недружелюбном коллективе Травля на работе: как уцелеть в недружелюбном коллективе

Что такое моббинг и можно ли ему противостоять?

Psychologies
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
На берегах Оранжевой реки На берегах Оранжевой реки

Англо-бурская война в литературе и в кино

Знание – сила
«Грозы сии пойдут во славу России» «Грозы сии пойдут во славу России»

Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, не потерпел ни одного поражения

Зеркало Мира
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
Я — сноб: винодел Михаил Николаев Я — сноб: винодел Михаил Николаев

Винодел Михаил Николаев — о любви к чаю и дегустациям сыра

СНОБ
Не сгинела Не сгинела

«Польша не погибла, покуда мы живы»

Дилетант
Юрий и Валентина (часть первая) Юрий и Валентина (часть первая)

Как забота о детях отражается на семейных отношениях партнеров? Личная история

СНОБ
«Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире «Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире

Что произойдет, если мы начнем относиться к преступникам как к обычным людям?

Psychologies
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
«Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций «Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций

Может ли ложь быть безобидной?

Psychologies
Открыть в приложении