Зеленое поколение: экологическая тревожность и аллергия на гиперпотребление
Теория поколений — тема неоднозначная, но в контексте экологии и социальной ответственности она, кажется, работает: альфа и зумеры относятся к устойчивости серьезнее, чем их родители, не говоря уже о более старшем поколении. Это подтверждают и международные, и российские исследования, которые изучил Forbes в рамках специального редакционного проекта о будущем.
Проехать за три квартала, чтобы утилизировать энергосберегающие лампочки, сортировать мусор, экономить воду и покупать вещи из переработанных материалов — все это требует от миллениалов особых усилий и осознанности. Почему же для их детей забота о планете стала обычной рутиной?
Теория поколений
Для начала разберемся с терминологией. Границы поколений от страны к стране варьируются: в России, например, они сдвинуты по сравнению с глобальными из-за развала СССР.
Особенно сложно социологам договориться о границе между российскими миллениалами и зумерами: глобально обычно используется 1994 год, но для России — 1999-й.
То есть, условно, к поколению альфа в России можно отнести детей и подростков от 0 до 14 лет, к зумерам от 14 до 25 лет, миллениалам — ~25–35–40 лет, иксам — 40+, бумерам — 60+. Люди, родившиеся на стыке поколений, могут обладать чертами обоих.
Экотревожность
Прежде всего молодых людей отличает отношение к экологической повестке. Образ Греты Тунберг может вызывать у скептиков усмешку, но отражает запрос, назревший у альфа, зумеров и отчасти миллениалов. Молодежь по всему миру больше предыдущих поколений интересуется — и беспокоится — загрязнением окружающей среды и изменением климата. Это, пожалуй, два ключевых сюжета, плюс неравенство в широком смысле.
Компания Deloitte по итогам глобального опроса от 2024 года назвала экологию «главной заботой не только поколения Z, но и миллениалов»: у большинства из них (62% и 59% соответственно) изменение климата хотя бы раз вызывало тревожные мысли за предшествующий месяц.Социологи даже вывели термин «экотревожность»: это патологическая эмоциональная реакция на изменение климата и другие экологические проблемы, тревога и страх, порой заставляющий людей отказываться от планов рождения детей. Грета Тунберг, кстати, публично признавала у себя симптомы экотревожности.
Именно новые поколения создают в обществах мощный запрос на то, что называют greener living — более экологичный и устойчивый образ жизни. Минимизация и сортировка отходов, практики совместного потребления (кар-, байк-, кикшеринг), вторая жизнь вещей и даже домашнее овощеводство — все это проявления новой парадигмы.
Отношение к работе
Еще одним важным пунктом в исследованиях становится отношение к работе, хотя, по понятным причинам, это касается прежде всего зумеров: альфа еще не успели выйти на рынок труда.
Поколение Z ценит баланс между работой и личной жизнью больше кого бы то ни было. Зумеров меньше интересует перспектива регулярных переработок, «жизни в офисе» в погоне за карьерой. Им нужно такое место, где можно и преследовать профессиональные устремления, и вести полноценную личную жизнь — никаких «или-или».