«Черные лебеди»–2024
Что новый год нам принесет
В ноябре 2023 года «Деньги» провели традиционный опрос аналитиков, экономистов и управляющих о ключевых рисках для российской экономики и финансовой системы в будущем году. Основные опасения респондентов связаны с вооруженными конфликтами. Еще эксперты говорят о рисках климатических катастроф и последствий развития искусственного интеллекта.
Вооруженные конфликты
Ключевой риск для мировой и российской экономики, как и годом ранее, эксперты видят в обострении текущих и появлении новых вооруженных конфликтов. Впрочем, об этом говорит не только опрос «Денег», но и анализ Bank of America (BofA) мнения глобальных портфельных менеджеров. В ноябре большая часть респондентов BofA назвала данный риск ключевым на горизонте ближайшего года. Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», напоминает, что конфликты могут приводить к временным нарушениям систем поставок (энергоресурсов, продовольствия) и к ценовым шокам, которые, в свою очередь, усложняют для центробанков контроль рисков рецессии, инфляции и финансовой стабильности.
Для мировой экономики большие риски несет возможное включение отдельных стран Персидского залива в текущий конфликт Израиля и Газы. По мнению начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергея Заверского, в новом году будут важны позиции Ирана и Египта, контролирующих ключевые для мировой торговли Ормузский пролив и Суэцкий канал.
Учитывая важность Ближнего Востока в поставках энергоносителей на мировой рынок, серьезная эскалация грозит росту цен. По оценке эксперта компании Aurora Blockchain Capital Олега Абелева, нефть может подорожать и до $200 за баррель, что подтолкнет к рецессии экономику многих стран. «Для России рост цен на нефть может оказать поддержку, но многое будет зависеть от логистических возможностей»,— размышляет Сергей Заверский. Высокие цены на нефть, как считает директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН» Валерий Вайсберг, компенсируют для России подорожание импорта из-за разрывов цепочек поставок, потому рост курса рубля не будет значительным. От ЦБ он ждет ставки на уровне 16–17% годовых более продолжительное время, чем предполагает базовый сценарий.
Пугает экспертов и возможность конфликта между Китаем и Тайванем. По мнению Никиты Кулагина, начальника управления макроэкономического анализа Совкомбанка, обострение там возможно на горизонте трех-четырех лет. Если США продолжат накачку Тайваня оружием и усиление своего военного контингента на военных базах вокруг Тайваня, риски конфликта возрастут, так как у Китая не останется действенных невоенных инструментов защиты своих интересов в регионе. «В случае конфликта произойдет обвал мировых рынков, потому что на острове производится 60% микропроцессоров в мире. Чем дольше мировая экономика будет существовать без поставок чипов, тем сильнее с каждым днем будет падать спрос на нефть, что негативно скажется на России»,— полагает господин Кулагин.
Выборы
Большое значение для мировой и российской экономики будут иметь в наступающем году политические выборы. По словам Ольги Беленькой, на будущий год намечено более 70 выборов в 40 странах мира. Наибольший интерес могут представлять выборы в России, США и на Тайване. Первыми, уже в январе 2024 года, пройдут выборы в Тайване. 13 января одновременно будет выбираться парламент страны и президент. По мнению госпожи Беленькой, выборы могут сдвинуть баланс сил между основными партиями острова — правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) и коалицией оппозиционных партий (Гоминьдан и Тайваньская народная партия), выступающей за смягчение позиций по отношению к КНР. «Это важно прежде всего в контексте надежд Китая на мирное воссоединение с Тайванем или возможного обострения противостояния, при котором Китай может попробовать решить ситуацию с помощью силового захвата власти на Тайване или военной блокады»,— комментирует эксперт.
Выборы президента России, которые состоятся в марте, по мнению экспертов, не несут какой-то неопределенности, поскольку, наиболее вероятный претендент на победу — действующий президент. Неопределенность связана с возможными изменениями в составе нового правительства, которое президент сформирует после выборов.
Большое значение для мировой экономики и финансов будут иметь выборы президента США. Ключевые кандидаты — действующий президент Джо Байден и его предшественник Дональд Трамп. По мнению аналитика ИК «ВЕЛЕС Капитал» Елены Кожуховой, в ходе президентской гонки основные кандидаты, вероятно, будут придерживаться наименее рискованной экономической и геополитической риторики.
Как считает Олег Абелев, кто бы ни стал хозяином Белого дома, санкционная риторика в отношении России вряд ли изменится. «Даже если президентом станет Трамп, с трудом верится, что все санкции будут отменены»,— скептичен эксперт. После рухнувших надежд на улучшение российско-американских отношений с победой Трампа в 2016 году Ольга Беленькая считает, что теперь иллюзий в отношении нового президента США быть не должно, кто бы им ни стал. Но победа Трампа, на ее взгляд, предпочтительнее, поскольку может означать большую сосредоточенность Америки на своих внутренних проблемах, как это было в прошлый раз. Как отмечает Валерий Вайсберг, в таком случае усилится фрагментация мировой экономики, что станет дополнительным проинфляционным фактором, в ответ на который, вероятно, глобальная монетарная политика ужесточится еще сильнее. «Для России этот сценарий уже не столь опасен: дополнительная жесткость денежно-кредитной политики может не потребоваться. Рост цен на сырьевые товары маловероятен из-за риска замедления экономики Китая и Европы»,— считает господин Вайсберг. В связи с этим он не исключает курс доллара в новом году в диапазоне 95–100 руб./$.