Как устроен рынок спешелти-кофе
Кофе давно стал неотъемлемой частью нашей жизни и одним из главных спутников утра. История напитка исчисляется веками, а в наше время знаком качества стала приставка «спешелти». «Сноб» разобрался, что за ней стоит, как научиться понимать вкус кофе и почему его считают более сложным продуктом, чем вино
С 1991 года потребление кофе в России ежегодно растет на 20%. В советское время напиток считался буржуазным и активно не экспортировался. Мировые экспортеры зерна, когда рассказывают об объемах своих поставок, относят Россию к адресу «Прочие» после длинного списка стран — основных потребителей. В среднем жители России выпивают 0,9 кг кофе в год, в то время как объем потребления в Центральной Европе достигает 4–5 кг, а в Северной — до 10 кг.
«Потребление кофе в России неоднородно и зависит от возраста человека. Люди от 20 до 30 лет выпивают не 1 кг, а те самые 4–5 кг в год, как и Европе. А люди старше 50 потребляют всего 100 гр кофе в год. Каждое следующее поколение будет потихоньку догонять предыдущее», — говорит сооснователь Tasty Coffee Михаил Шаров.
Феномен спешелти-кофе и культура потребления в России
Особенности потребления и становления кофе в мире профессионалы определяют волнами. Всего их три. В первую волну, которая началась во второй половине XIX века и достигла своего пика в 1910–1940-е годы, кофе рассматривался только как источник кофеина, то есть бодрости. Вкус в приоритете не был, поскольку зерно было очень дорогим. Производители стремились сделать напиток доступным для всех. Одним из прорывных изобретений этой эпохи стала вакуумная упаковка, которая позволила дольше сохранять вкус и аромат зерен, а также транспортировать сырье на огромные расстояния. Затем, в 60-х годах XX века, последовала вторая волна, когда началось развитие культуры потребления напитка. Если раньше люди в основном пили растворимый кофе или сваренный в турке, то тут на первый план вышли капучино, латте и напитки с добавлением сиропов. Символом второй волны стало развитие сетевых кофеен во главе с ключевым игроком Starbucks, который диктовал свои правила на рынке. Так, именно Starbucks открыл опыт посещения кофеен: люди стали проводить в них свободное время, общаться и устраивать посиделки с друзьями. Возникла кофейная романтика, а люди начали получать удовольствие от напитка.
С приходом нынешней, третьей волны, которая получила развитие с 1990-х годов в США, Великобритании и Скандинавии, к кофе стали относиться как к своего рода искусству и продукту со своим лицом и характером. Фермеры преимущественно перешли на ручной сбор зерна вместо машинного — обжарщики были готовы за эту услугу хорошо платить.
Одним из символов третьей волны стал спешелти-кофе. Этот термин впервые употребила легенда мирового кофейного сообщества Эрна Натсен в 1978 году, за что в 1991 году была награждена ассоциацией SCAA «За прижизненные достижения». Сооснователь Sibaristica Илья Сорокин отмечает, что такой кофе очень редкий и занимает менее 10% от рынка: «Спешелти-кофе обладает уникальным вкусом, имеет четкую прослеживаемость, мало дефектов, а также оценивается Q-грейдерами (сертифицированные специалисты, которые определяют, сколько баллов присвоить тому или иному образцу. —