О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – силаИстория

Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

Павел Полян

Не только люди отмечают юбилеи: бывают они и у отдельных направлений в науке. Середина 1920‑х годов – время расцвета дазиметрического метода в картографии. Используя максимально точные данные, метод дает возможность наиболее приближенного к реальности отражения плотности населения как на сравнительно небольших, так и на достаточно обширных территориях. У истоков развития данного направления стоял один из видных российских географов – Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский. Обращаясь к исследованию вопросов динамики изменения плотности населения, участвуя в проекте по проведению переписи, В. П. Семенов‑Тян-Шанский вполне естественно приходил также к необходимости обращения к смежным с географией дисциплинам, и, в частности, значительное внимание уделял вопросам топонимики.

Сегодня известный публицист, ведущий сотрудник Института географии, доктор географических наук, профессор Павел Маркович Полян – биограф и исследователь трудов В. П. Семенова-Тян-Шанского – рассказывает нам о жизни и деятельности этого выдающегося географа. В настоящее время под руководством П. М. Поляна готовится новое издание произведений В. П. Семенова-Тян-Шанского. По словам Павла Марковича, Вениамин Петрович был не просто исследователем, всецело посвятившим жизнь научному познанию действительности, но также человеком прекрасно образованным и разносторонним, личностью ренессансного типа. Этот ученый блестяще знал несколько языков, прекрасно разбирался в литературе, сам был поэтом и интересным художником, автором десятков картин для созданного им в 1919 году в Петрограде Центрального Географического музея. Круг научных интересов Вениамина Петровича был необыкновенно широк – от геологии и палеонтологии до теоретических проблем географии, кроме того, при изучении вопросов состава населения ему приходилось обращаться и к результатам филологических изысканий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Павла Поляна об одном из аспектов деятельности этого выдающегося исследователя, внесшего весьма значительный вклад в развитие российской географической науки.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский с женой Верой Владимировной

Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский (даты жизни – 1870—1942, до 1906 года – Семенов) – общепризнанный классик российской географии и сын другого великого русского географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827—1914) – сенатора, путешественника, участника крестьянской реформы и коллекционера голландской живописи.

Самого Вениамина Петровича как географа прославили главные его детища – издательская серия «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», Центральный географический музей, дазиметрические карты, а также труды в области антропогеографии и теоретической географии.

После революции Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский – профессор географии нескольких петроградских вузов, организатор и директор Центрального географического музея в Ленинграде. Сам музей замышлялся им как музей-парк мировой географии – своего рода монитор в мир. Он производил сильное впечатление даже на далеких от географии людей. В 14 больших залах разместились тысячи экспонатов, в том числе исполненные самим исследователем – около 160 уникальных, собственноручно вычерченных карт, а также около 140 больших живописных картин и этюдов, показывающих ландшафт и природу различных широтных зон.

Рукопись В.П. Семенова-ТянШанского

В своих работах Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский сближал географию и искусство совершенно сознательно. И географ-ландшафтовед, и художник-пейзажист – оба мыслят, по его представлениям, географическими образами, и оба занимаются выявлением в них типических и уникальных черт: только художник при этом артистичен и субъективен, а географ – объективен и научен. «География, – писал ученый, – способна захватить нас до самозабвения и подвигнуть на величайшие создания в области поэтического творчества». В этом проявились свойственные исследователю высокое чувство Земли и императивный космополитизм обитателя планеты, сознание своей корневой связи с нею, преклонение перед ее красотой.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский превосходно и глубоко знал русскую литературу, живопись и музыку. В его книгах и статьях во множестве рассыпаны самые различные стихотворные и прозаические цитаты, особенно частые из Пушкина, Гоголя и Чехова. О Гоголе и географии он написал отдельную статью и, как бы перемигиваясь с автором «Арабесок», в 1938 году написал книгу для детского чтения под названием «Географические арабески», представляющую собой популярную сводку материалов первого тома «Большого Советского Атласа Мира». Венцом всей научной деятельности В. П. Семенова-Тян-Шанского, его многолетних теоретических размышлений является учебное пособие для высшей школы «Район и страна» (М.; Л., 1928). Эта книга позволяет говорить о нем как о родоначальнике российской теоретической географии (или, как он ее называл, геософии).

Важнейшей особенностью Вениамина Петровича как географа была, во‑первых, широта его научных интересов и, во‑вторых, тяга к междисциплинарным исследованиям. Его труды по русской и глобальной топонимике – т. е. совокупности географических названий России и мира, – как раз из этого разряда. Топонимический репертуар у самого Вениамина Петровича как у географа поистине огромен и всеохватен: это не удивительно, коль скоро он одинаково хорошо мыслил и урочищами, и глобально.

В настоящее время следует отметить и тот общий вклад, который В. П. Семенов‑Тян-Шанский внес в отечественную топонимику как аналитическую дисциплину, родоначальником которой, как известно, был его отец. Сам Вениамин Петрович еще в 1904— 1907 годах принял участие в работе по транскрипции названий на создававшейся тогда 40‑верстной карте Европейской России и возглавлял комиссию Института геодезии и картографии по установлению географических названий. На Международном географическом конгрессе в Риме, где В. П. Семенов‑Тян-Шанский был избран одним из почетных иностранных вице-президентов, он сделал три доклада, из них два были топонимическими. Первый из них – о принятой Русским Географическим обществом передаче латинским шрифтом звуков русского языка без диакритических знаков, спутывающихся на картах и не имеющихся в пишущих машинках и в российских типографиях, а второй – «…мой личный доклад на французском языке «Index nominum geographicorum universalis», где я предлагал издать грандиозный международный труд, в котором все географические названия вообще, попавшие на самые подробные топографические карты всех стран, должны были быть представлены в алфавитном порядке, с точной ссылкой на соответствующий лист карты и в их наиболее правильной транскрипции латинским алфавитом, с указанием синонимии названий. Этот труд должен был бы быть едва ли не самым важным настольным справочником для картографов и для составителей географических словарей всех стран».

Хронологически едва ли не самое первое, на чем В. П. Семенов‑Тян-Шанский сосредоточил свои усилия после февраля 1917 года, – это пересоставление «Географо-статистического словаря России», названного еще в 1914 году по предложению академика С. Ф. Ольденбурга «Семеновским географическим словарем». В течение двух лет небольшая группа под руководством Л. С. Берга и В. П. Семенова-Тян-Шанского собирала материалы, заполняла карточки на все географические названия, попавшие на русские топографические карты (всего их было составлено более 100 тысяч). В апреле 1920 года был подготовлен небольшой пробный выпуск словаря. Однако в дальнейшем, когда выяснилось, что отпущенных средств оказалось недостаточно, работы по словарю были прекращены, а все обработанные материалы, как и пробный выпуск, сданы в архив. Но вскоре сверкнул – и погас – еще один масштабный топонимический проект – переиздание «Книги Большому Чертежу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Будущее как на ладони» «Будущее как на ладони»

«Эта вывеска привлекла мое внимание своей наглостью...» – рассказ Игоря Харичева

Знание – сила
Могут ли седые волосы снова стать «цветными»: любопытное исследование Могут ли седые волосы снова стать «цветными»: любопытное исследование

Возможно, в будущем нам не придется закрашивать седину

ТехИнсайдер
Рукокрылые резервуары Рукокрылые резервуары

Почему летучие мыши резко выделяются среди источников инфекционных болезней?

Знание – сила
Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез» Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез»

Фигуристка Елизавета Туктамышева раскрывает секрет своей внутренней стойкости

VOICE
Синдбад-коммивояжёр Синдбад-коммивояжёр

Канонический Синдбад из древних арабских сказок был купцом из Багдада

Дилетант
Чем богаты, тем и рады Чем богаты, тем и рады

Что мы хотим получить на самом деле, когда раскошеливаемся на люкс

VOICE
Затерянный Хуэй Затерянный Хуэй

Как хуэй стали дунганами и оказались по другую сторону от Небесных Гор?

Вокруг света
Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023) Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023)

Телеведущая Ника Стрижак вспоминает дирижера Юрия Темирканова

Собака.ru
Чужд нам берег заморский Чужд нам берег заморский

В этом году россияне остались без иностранных ценных бумаг

Деньги
Мочить в сатире Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизни
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Городская легенда Городская легенда

Tank 300 City. Теперь и в ритме мегаполиса

Автопилот
Диет-советы к празднику Диет-советы к празднику

Как легко похудеть к 31 декабря

Лиза
Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров

Как начинающим предпринимателям продвигать свои товары и какие инструменты есть

Inc.
Живопись без правил Живопись без правил

Магомед Кажлаев: абстракция из воздуха

Weekend
Конфликт с начальством Конфликт с начальством

Как себя правильно вести и не испортить репутацию

Лиза
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
Спорно, но задорно Спорно, но задорно

Гарик Харламов вспомнил и проанализировал историю конфликтов в своей жизни

Men Today
Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета

Как же все-таки полюбить вновь? Рассказывает психолог

Psychologies
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Миссис Харрис едет в Нью-Йорк Миссис Харрис едет в Нью-Йорк

«Миссис Харрис едет в Нью-Йорк»: винтажная комедия, греющая душу

Правила жизни
Что делать, если у вас чешутся глаза Что делать, если у вас чешутся глаза

Почему возникает зуд в глазах и почему их ни в коем случае нельзя тереть

ТехИнсайдер
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
«Берлога» для геолога «Берлога» для геолога

Колоритное пространство для увлечённого и компанейского парня

Идеи Вашего Дома
Йоргос Лантимос Йоргос Лантимос

Режиссер Йоргос Лантимос о своей музе Эмме Стоун

Grazia
Открыть в приложении