О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – силаИстория

Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

Павел Полян

Не только люди отмечают юбилеи: бывают они и у отдельных направлений в науке. Середина 1920‑х годов – время расцвета дазиметрического метода в картографии. Используя максимально точные данные, метод дает возможность наиболее приближенного к реальности отражения плотности населения как на сравнительно небольших, так и на достаточно обширных территориях. У истоков развития данного направления стоял один из видных российских географов – Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский. Обращаясь к исследованию вопросов динамики изменения плотности населения, участвуя в проекте по проведению переписи, В. П. Семенов‑Тян-Шанский вполне естественно приходил также к необходимости обращения к смежным с географией дисциплинам, и, в частности, значительное внимание уделял вопросам топонимики.

Сегодня известный публицист, ведущий сотрудник Института географии, доктор географических наук, профессор Павел Маркович Полян – биограф и исследователь трудов В. П. Семенова-Тян-Шанского – рассказывает нам о жизни и деятельности этого выдающегося географа. В настоящее время под руководством П. М. Поляна готовится новое издание произведений В. П. Семенова-Тян-Шанского. По словам Павла Марковича, Вениамин Петрович был не просто исследователем, всецело посвятившим жизнь научному познанию действительности, но также человеком прекрасно образованным и разносторонним, личностью ренессансного типа. Этот ученый блестяще знал несколько языков, прекрасно разбирался в литературе, сам был поэтом и интересным художником, автором десятков картин для созданного им в 1919 году в Петрограде Центрального Географического музея. Круг научных интересов Вениамина Петровича был необыкновенно широк – от геологии и палеонтологии до теоретических проблем географии, кроме того, при изучении вопросов состава населения ему приходилось обращаться и к результатам филологических изысканий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Павла Поляна об одном из аспектов деятельности этого выдающегося исследователя, внесшего весьма значительный вклад в развитие российской географической науки.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский с женой Верой Владимировной

Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский (даты жизни – 1870—1942, до 1906 года – Семенов) – общепризнанный классик российской географии и сын другого великого русского географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827—1914) – сенатора, путешественника, участника крестьянской реформы и коллекционера голландской живописи.

Самого Вениамина Петровича как географа прославили главные его детища – издательская серия «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», Центральный географический музей, дазиметрические карты, а также труды в области антропогеографии и теоретической географии.

После революции Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский – профессор географии нескольких петроградских вузов, организатор и директор Центрального географического музея в Ленинграде. Сам музей замышлялся им как музей-парк мировой географии – своего рода монитор в мир. Он производил сильное впечатление даже на далеких от географии людей. В 14 больших залах разместились тысячи экспонатов, в том числе исполненные самим исследователем – около 160 уникальных, собственноручно вычерченных карт, а также около 140 больших живописных картин и этюдов, показывающих ландшафт и природу различных широтных зон.

Рукопись В.П. Семенова-ТянШанского

В своих работах Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский сближал географию и искусство совершенно сознательно. И географ-ландшафтовед, и художник-пейзажист – оба мыслят, по его представлениям, географическими образами, и оба занимаются выявлением в них типических и уникальных черт: только художник при этом артистичен и субъективен, а географ – объективен и научен. «География, – писал ученый, – способна захватить нас до самозабвения и подвигнуть на величайшие создания в области поэтического творчества». В этом проявились свойственные исследователю высокое чувство Земли и императивный космополитизм обитателя планеты, сознание своей корневой связи с нею, преклонение перед ее красотой.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский превосходно и глубоко знал русскую литературу, живопись и музыку. В его книгах и статьях во множестве рассыпаны самые различные стихотворные и прозаические цитаты, особенно частые из Пушкина, Гоголя и Чехова. О Гоголе и географии он написал отдельную статью и, как бы перемигиваясь с автором «Арабесок», в 1938 году написал книгу для детского чтения под названием «Географические арабески», представляющую собой популярную сводку материалов первого тома «Большого Советского Атласа Мира». Венцом всей научной деятельности В. П. Семенова-Тян-Шанского, его многолетних теоретических размышлений является учебное пособие для высшей школы «Район и страна» (М.; Л., 1928). Эта книга позволяет говорить о нем как о родоначальнике российской теоретической географии (или, как он ее называл, геософии).

Важнейшей особенностью Вениамина Петровича как географа была, во‑первых, широта его научных интересов и, во‑вторых, тяга к междисциплинарным исследованиям. Его труды по русской и глобальной топонимике – т. е. совокупности географических названий России и мира, – как раз из этого разряда. Топонимический репертуар у самого Вениамина Петровича как у географа поистине огромен и всеохватен: это не удивительно, коль скоро он одинаково хорошо мыслил и урочищами, и глобально.

В настоящее время следует отметить и тот общий вклад, который В. П. Семенов‑Тян-Шанский внес в отечественную топонимику как аналитическую дисциплину, родоначальником которой, как известно, был его отец. Сам Вениамин Петрович еще в 1904— 1907 годах принял участие в работе по транскрипции названий на создававшейся тогда 40‑верстной карте Европейской России и возглавлял комиссию Института геодезии и картографии по установлению географических названий. На Международном географическом конгрессе в Риме, где В. П. Семенов‑Тян-Шанский был избран одним из почетных иностранных вице-президентов, он сделал три доклада, из них два были топонимическими. Первый из них – о принятой Русским Географическим обществом передаче латинским шрифтом звуков русского языка без диакритических знаков, спутывающихся на картах и не имеющихся в пишущих машинках и в российских типографиях, а второй – «…мой личный доклад на французском языке «Index nominum geographicorum universalis», где я предлагал издать грандиозный международный труд, в котором все географические названия вообще, попавшие на самые подробные топографические карты всех стран, должны были быть представлены в алфавитном порядке, с точной ссылкой на соответствующий лист карты и в их наиболее правильной транскрипции латинским алфавитом, с указанием синонимии названий. Этот труд должен был бы быть едва ли не самым важным настольным справочником для картографов и для составителей географических словарей всех стран».

Хронологически едва ли не самое первое, на чем В. П. Семенов‑Тян-Шанский сосредоточил свои усилия после февраля 1917 года, – это пересоставление «Географо-статистического словаря России», названного еще в 1914 году по предложению академика С. Ф. Ольденбурга «Семеновским географическим словарем». В течение двух лет небольшая группа под руководством Л. С. Берга и В. П. Семенова-Тян-Шанского собирала материалы, заполняла карточки на все географические названия, попавшие на русские топографические карты (всего их было составлено более 100 тысяч). В апреле 1920 года был подготовлен небольшой пробный выпуск словаря. Однако в дальнейшем, когда выяснилось, что отпущенных средств оказалось недостаточно, работы по словарю были прекращены, а все обработанные материалы, как и пробный выпуск, сданы в архив. Но вскоре сверкнул – и погас – еще один масштабный топонимический проект – переиздание «Книги Большому Чертежу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Будущее как на ладони» «Будущее как на ладони»

«Эта вывеска привлекла мое внимание своей наглостью...» – рассказ Игоря Харичева

Знание – сила
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и Техника
Теория вырождения: вниз по лестнице, ведущей вверх Теория вырождения: вниз по лестнице, ведущей вверх

«Раньше было лучше», или «Золотой век» и теория вырождения

Знание – сила
Все только по делу Все только по делу

Какой Chery выбрать для бизнеса

Автопилот
«Не скользнуть в бездну» «Не скользнуть в бездну»

Судьба атамана Бориса Анненкова как зеркало Гражданской войны

Дилетант
Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих

Нет сил вставать с кровати, не хочешь путешествовать, встречаться с друзьями

VOICE
«Неважно, если кто-то из них умрет»: как талибы искореняют наркобизнес в Афганистане «Неважно, если кто-то из них умрет»: как талибы искореняют наркобизнес в Афганистане

Как Талибан взялся за наркоторговцев

Maxim
5 черт поколения Y, которые могут его погубить 5 черт поколения Y, которые могут его погубить

Карьерный маркетолог выделила черты поколения Y, которые могут ему навредить

Psychologies
Дело об убийстве угличском Дело об убийстве угличском

Дело розыскное 1591 года, об убийстве царевича Дмитрия Иоанновича

Дилетант
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Персона Персона

Рамон Паласиос-Фернандес — о том, как шить и носить лучшие bespoke-костюмы

Robb Report
Смелый акцент Смелый акцент

Минималистичный интерьер, сочетающий современный дизайн и авторские решения

SALON-Interior
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и Техника
Создать нельзя заимствовать Создать нельзя заимствовать

Что такое для современной моды заимствования: зло или просто рабочий инструмент?

Grazia
Полная гармония Полная гармония

Квартира с яркими цветовыми сочетаниями и оригинальными дизайнерскими приемами

Идеи Вашего Дома
«Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции «Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции

Сериал «Черный торт»: как миграция влияет на самоидентификацию женщин

Forbes
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским» Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским»

Игорь Миркурбанов о своем новом спектакле-концерте и песнях Сергея Наговицына

Монокль
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Фантастические твари морских глубин. Зачем рыбы-удильщики плавают так, как будто уже умерли Фантастические твари морских глубин. Зачем рыбы-удильщики плавают так, как будто уже умерли

Что мешает глубоководным удильщикам передвигаться обычным способом

СНОБ
72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять 72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

О пяти картинах из фильмографии Сокурова, которые уж точно необходимо увидеть

Правила жизни
Строить, не ломать Строить, не ломать

Очень надеемся, что облик XXI века определят не конфликты, а проекты городов

Robb Report
Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков

Каких Венер создавали художники Серебряного века

СНОБ
Дорогие коллеги Дорогие коллеги

Как подобрать подарок для коллег или подчиненных и не прогадать

Лиза
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
10 лучших спортивных российских фильмов XXI века: что смотреть, когда нет трансляций 10 лучших спортивных российских фильмов XXI века: что смотреть, когда нет трансляций

Спортивные фильмы XXI века: от хита середины нулевых до блокбастеров двадцатых

Forbes
Банкам недокладывают денег? Банкам недокладывают денег?

Банковский сектор перешел в состояние дефицита ликвидности

Монокль
«Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре» «Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре»

Агате Муцениеце есть чем похвалиться перед другими и за что похвалить себя

OK!
Рынок жилья охлаждают Рынок жилья охлаждают

Правительство ввело ограничения в программы льготной ипотеки

Монокль
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
Открыть в приложении