Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»
Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом, и о будущем киноиндустрии
В прокат вышел новый фильм Рената Давлетьярова «Человек ниоткуда». Он рассказывает о советском космонавте, который отправился в космос в 1960 году и внезапно обнаружил себя в современной Москве.
Это новая продюсерская и режиссерская работа Давлетьярова, сценарий он написал вместе с Дмитрием Пинчуковым. Среди исполнителей ролей в фильме — Александр Метелкин, Ирина Медведева, Илья Любимов, Варвара Комарова и другие.
Накануне премьеры мы поговорили с Ренатом Давлетьяровым о его новой работе.
— Название вашего фильма ассоциируется с фильмом Эльдара Рязанова, вас это не смущает?
— Для всех журналистов это вопрос номер один. Не смущает. Это было рабочее название, и я хотел его поменять. Но прокатчик настоял на том, чтобы его оставить. Если мы сейчас опросим тысячу человек на улице, мы едва ли найдем одного, кто помнит этот фильм Эльдара Рязанова. Об этом помнят киноведы и мы с вами.
— Как возникло это название и почему прокатчик на нем настоял?
— Мы писали сценарий. В этот момент названию не придается большого значения. Даже когда картина уже снимается, ее название, написанное на хлопушке, ничего не значит. На хлопушке должно быть что-то написано, и там было написано «Человек ниоткуда». Снимая эту картину, я был на девяносто девять процентов уверен в том, что к концу съемок мы назовем ее по-другому. Иногда я объявляю внутри съемочной группы конкурс на название фильма, награда, условно, бутылка. Пару раз оно рождалось именно таким образом. В этот раз съемки фильма уже заканчивались и надо было срочно заявлять фильм на рынок. Прокатчики уже показывали фрагменты директорам кинотеатров, тестировали название, и оно им понравилось. С прокатчиком сложно спорить. Если картина провалится, прокатчик потом скажет: я же тебе говорил. Я предпочитаю доверять профессионалам. И потом, я привык к этому названию, хотя поначалу не мог даже выговорить.
Когда-то давно Станислав Сергеевич Говорухин сказал мне: «Мы придумали с тобой два гениальных названия!» — «Какие?» — «Я придумал “Ворошиловский стрелок”, а ты — “Любовь-морковь”». Так что иногда я умею придумывать названия.
— Что является решающим фактором в продвижении картины, если не название? Может быть, имя режиссера или исполнителя главной роли?
— Если фильм снял Стивен Спилберг, тогда имя режиссера имеет значение. Но решающим является рекламный контент, те ролики, которые видит зритель перед началом фильма. Они в наибольшей степени влияют на его решение купить билет. А также телевизионная и реклама в интернете, где демонстрируются фрагменты фильма. Все остальное — вспомогательное средство. В конечном счете главным является то, чтó ты снял. Даже если ты Стивен Спилберг, судить о твоем фильме все равно будут по видеоряду. Человек в любом случае цепляется взглядом за движущуюся картинку.
Ни сейчас, ни в СССР имена актеров на афише не имеют решающего значения для успеха фильма. Как мне рассказывал Армен Николаевич Медведев, он работал главным редактором в Госкино СССР, после того как вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», Вячеслав Тихонов, не знаю, как они это замеряли, стал абсолютным кумиром отечественных зрителей. Спустя какое-то время выходит военный фильм Игоря Гостева «Фронт без флангов». И креативные люди из Госкино решили всю рекламу фильма простроить на имени Вячеслава Тихонова: всесоюзная премьера, поездки, повсюду плакаты с лицом Штирлица. В результате сборы фильма не оправдали их ожидания. Это работает в Голливуде. Если в фильме играет Том Круз, то, наверное, все пойдут его смотреть. У нас, если мы говорим про маркетинг, работает совокупность факторов.
— Вы много работали с актером Петром Федоровым. Когда вы его приглашали в свои фильмы, вы делали на него ставку как на звезду?
— Когда я впервые приглашал его в фильм, который продюсировал, а снимал его молодой режиссер Рустам Мосафир, он еще не был звездой. Я привлек в этот фильм Лизу Боярскую и Петю, который к тому времени только начал сниматься. Потом я снял его в шести фильмах. Сейчас он одна из самых больших звезд нашего кино. Да, участие актеров такого уровня известности желательно, но это всегда дополнительный фактор.
— Как возник сюжет фильма «Человек ниоткуда»?
— Мы с моим товарищем Дмитрием Пинчуковым решили написать комедию положений. Мы придумали переместить человека из шестидесятых в наше время, поставить его в нелепые ситуации, когда он будет встречать компьютер, новую машину, необычно одетую девушку. Так мы изначально представляли наше кино. Мы начали писать и поняли, что эта история принимает загадочный и напряженный характер. Я говорю: «Дима, не получается никакая комедия, получается триллер». Где-то на половине процесса написания сценария я сказал: «Не будем писать никакую комедию, потому что мне нравится то, что мы делаем. Давай будем писать с прицелом на то, что я буду снимать».