Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас
Цифровое бессмертие — концепция, которая уже несколько десятилетий захватывает умы. А сейчас, с расширением возможностей искусственного интеллекта и его популяризацией, может показаться, что мы как никогда приблизились к возможности его достижения. Во всяком случае, именно это обещают компании, которые уже приступили к «воссозданию» умерших людей — от ушедших родственников до Мэрилин Монро. Кто на этом зарабатывает, какие технологии существуют и возможно ли цифровое бессмертие на самом деле?
С тех пор как вышел первый сезон фантастического сериала «Черное зеркало», показавшего в том числе, как технологии могут позволить стирать границы между жизнью и смертью, имеющиеся в распоряжении человечества технологии существенно продвинулись и иногда почти позволяют воплощать казавшиеся невероятными сюжеты в реальность. Достижения современной науки уже позволяют создавать цифровых двойников или клонов людей. Развивающаяся область цифровой некромантии, позволяющей взаимодействовать с созданными с помощью искусственного интеллекта цифровыми копиями умерших, захватила воображение как исследователей, так и широкой общественности, предлагая возможности, которые раньше считались чем-то из области научной фантастики.
Этика цифрового бессмертия
Цифровой некромантией называют практики использования искусственного интеллекта и робототехники для воссоздания или моделирования присутствия умерших людей. Это предполагает использование данных из различных источников: аккаунтов в социальных сетях, голосовых записей, изображений и других цифровых артефактов.
Впервые об этической стороне вопроса заговорили еще в 2010-х годах, когда появилась технология дипфейков — и на экранах начали воскресать умершие актеры. Позже, когда появилась компания Open AI и создала языковую модель GPT-3 (за несколько лет до ажиотажа вокруг их ChatGPT), разработчик инди-игр Джейсон Рорер создал чат-бот, с помощью которого один из пользователей смог разговаривать со своей умершей невестой. Open AI тогда ограничила доступ к этому боту из опасений, что он может привести к злоупотреблениями и причинить вред людям.
Открывшиеся возможности вызвали восторг не у всех. Дебра Бассетт в своей книге «Создание и наследование цифровой жизни после смерти» (The Creation and Inheritance of Digital Afterlives) рассказывала, что «воскрешенные» могут быть созданы со злым умыслом — чтобы сказать то, чего они не хотели бы, когда были живы, и озвучивали чужие мысли. Разработчики новых технологий предсказуемо возражают на это, что их интенции исключительно гуманны и не несут никакой угрозы. Джозеф Мерфи, глава отдела разработок DeepBrain AI, настаивает: «Мы не создаем новый контент — мы лишь пытаемся воспроизвести то, что сказал бы человек при жизни». Обеспокоены воскрешением звезд не только ученые, но и актеры — это было одной из причин забастовки голливудских актеров и сценаристов, которые боялись, что их заменит ИИ. «Завтра меня может сбить автобус, но мои выступления могут продолжаться и продолжаться, а зрители даже не поймут, что это не я», — говорил Том Хэнкс в подкасте Адама Бакстона. Забастовка уже завершилась — и студии пообещали защитить сценаристов и актеров от влияния искусственного интеллекта.
Даже сами создатели продуктов для цифрового «продления» жизни признаются, что не всегда разделяют потребности тех, кому эти продукты нужны. В видеоролике YouTube, анонсирующем продукт Live Forever, генеральный директор Somnium Space Артур Сычов говорит, что эта концепция не для всех. «Хочу ли я встретиться с копией своего дедушки в метавселенной? Я не знаю. Но те, кто этого хочет, смогут».
Сью Моррис, преподаватель психологии из Гарвардской медицинской школы, сказал в интервью Business Insider, комментируя появление в Китае «ботов для скорби» на основе ChatGPT, что способы скорбеть меняются с приходом новых цифровых технологий — и это нормально: «Психологи часто предлагают скорбящим родственникам для проживания горя поговорить с пустым стулом, представив, что на нем сидит их ушедший близкий человек. Похоже, что эти боты являются техническим усовершенствованием такого приема».
Другой вопрос находится в юридическом поле — есть ли у мертвых права и кто может обеспечить их защиту? Адвокат Эрик Кан, который является соавтором статьи о правах знаменитостей после смерти для журнала Landslide Американской ассоциации адвокатов, говорит, что в США отношение к правам умерших отличается от штата к штату. Некоторые штаты вообще не имеют четких публичных прав на защиту желаний умерших знаменитостей. Робин Уильямс, например, смог ограничить использование своего подобия после смерти с помощью завещания, но это ограничение истекает через 25 лет.
«Если ваша семья захочет продать вас, а вы мертвы, вы ничего не сможете сделать», — говорит нью-йоркский адвокат Пу-И «Бонни» Ли. «Это означает, что Мэрилин Монро, например, может появиться в порнографическом фильме посмертно, если владельцы авторских прав согласятся на использование ее образа таким образом».
Ситуация в России не слишком отличается — с той лишь поправкой, что в стране вообще нет законодательства, связанного с регуляцией данного вопроса. Анастасия Гурина, руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль», рассказывает, что говорить о правовом статусе «воскрешенных» копий в России можно только, основываясь на расширительном толковании действующих норм, как, например, в статье 1240 Гражданского колекса, где идет речь об использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта. В соответствии с этой статьей лицо, «организовавшее создание сложного объекта» (таким сложным объектом как раз можно считать цифровую копию человека), должен приобрести права на использование результатов интеллектуальной деятельности у их обладателей, то есть наследников, объясняет эксперт. При этом, если между наследниками нет единого мнения на этот счет, это также может стать причиной спора в суде: «Например, если жена умершего без согласия его матери-наследницы передала права на письма, записи голоса умершего и его посты в соцсетях, это будет нарушением авторских прав».