Блокчейн: прозрачное будущее человечества
В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова: биткоин, блокчейн, ДАО… Казалось бы, все это страшно далеко от многих из нас, но, как полагают специалисты, они изменяют нашу жизнь примерно так же, как она изменилась с появлением интернета. Как это будет, что принципиально нового принесет и чем грозит, рассказывает Александр Беленов, научный руководитель магистратуры «Блокчейн» МФТИ, руководитель лаборатории блокчейн технологий ChainLab научного центра «Идея».
«Знание – сила»: Александр, мы нахо‑ димся с вами на фестивале актуального научного кино «ФАНК Уикенд на Роза Хутор», и вы как эксперт представляете фильм «Криптопия. Биткоин, блок‑ чейн и будущее интернета». Можете ли объяснить доступным языком, что та‑ кое блокчейн?
Александр Беленов: Попробую. Блокчейн – это самоорганизующаяся распределенная система данных, в которой нет единой точки управления. Особенность ее заключается в том, что вы можете в такую базу добавлять данные, а исправлять или удалять их не можете. Это происходит не на уровне вашего желания или желания системного администратора, а на уровне алгоритмов, программного кода. Я – разработчик такой системы, но даже я не смогу ничего удалить из нее.
Второе важное свойство блокчейна заключается в том, что все данные, которые попадают в эту базу, не анонимны. В обычной базе данных мы точно не знаем, кто и что туда записывает. А здесь мы знаем всегда. И третье, что стоит отметить, – в блокчейне есть такое понятие, как смарт-контракт. В нем фиксируются алгоритмы, которые будут в дальнейшем обрабатываться.
«ЗС»: Что такое смарт-контракт?
А. Б.: Это набор функций и данных, находящихся по определенному адресу и предназначенных для предоставления информации о владении чем-либо. В публичном блокчейне эта открытая информация содержит условия и обязательства, выполнение которых впоследствии по заданному алгоритму обеспечивает независимая распределенная вычислительная система. Любой человек, кто будет дальше с ним взаимодействовать, может его проверить. Это открытая система. Каждая транзакция подписывается приватным ключом, известным только его владельцу, никто из нас не может взять и что-то списать. Очень показательный пример – взлом несколько лет назад одной из криптобирж. Утащили ни много ни мало 119 тысяч биткоинов. Это значит, что в системе можно было увидеть, как с некоего адреса на другой ушли эти биткоины. Они там лежали, а забрать их было нельзя: протокол не позволяет. Нет приватной подписи. Мошенников смогли уличить только тогда, когда они «вышли » в реальный мир, пытаясь обналичить деньги.
«ЗС»: Да, интересно. А чем блокчейн полезен в практическом смысле?
А. Б.: Например, блокчейн-технологии принципиально изменят финансовую сферу. Никто не сможет распоряжаться нашими средствами без нашего прямого указания. Второе – процесс перевода средств со счета на счет, где бы эти счета ни находились, будет быстрым и прозрачным. Блокчейн исключает проблему «зависания» переводов. Третье – блокчейн органично предлагает возможность использования аналогов эскроу-счетов. Это специальный банковский счет, на котором размещаются деньги, например, дольщиков до момента окончания строительства. То есть деньги нельзя использовать до момента появления готового жилья.
Что нам дает в этом смысле блокчейн? Если вы решили перевести деньги Иванову Ивану Ивановичу, ровно это и будет сделано. Даже если кто-то в банке захочет что-то изменить, у него ничего не получится. Даже если получится, об этом узнают все. Когда банки перейдут на эти технологии, а это обязательно произойдет, мы абсолютно точно будем знать: они делают с нашими деньгами то, что обязались делать. И вам не надо никому доверять.
«ЗС»: За счет чего такое возможно?
А. Б.: Это технологические тонкости, заложенные на уровне математики. Есть несколько уровней защиты, которые обеспечивают надежность. Первое: все транзакции с точки зрения протоколов обязаны иметь подпись. Что это такое? В блокчейне активно используется прием асимметричной криптографии, в основе которой лежит асимметричное шифрование, состоящее из пары ключей – публичного и приватного. Публичный известен всем, приватный только нам. Любую транзакцию, которую мы посылаем в сеть, мы подписываем нашим приватным ключом, и все криптоматериалы, которые идут параллельно с транзакцией, попадают в сеть.
Далее мы смотрим, подписана ли она корректными участниками, и после этого переходим на стадию исполнения. Оно тоже идет по заданному алгоритму. Это те самые смарт-контракты. Например, в «эфире» смарт-контракт есть, и когда транзакция пришла, мы точно об этом знаем. В биткоине нет смарт-контрактов – мы просто переводим биткоины кому-либо.