«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

GraziaКультура

Копия

В серии рассказов «Копия», написанных специально для GRAZIA, обладательница премии «Ясная Поляна» Музея-усадьбы Л.Н. Толстого и Samsung Electronics, ищет ответ на вопрос, являются ли люди послушными копиями бога или свободными авторами нашего мира.

«Человек вечен не сам по себе, а как звено в цепи поколений, как необходимая передача, без которой эта цепь порвется». Евгений Чижов, «Перевод с подстрочника»

Творец

Говорят, Господь сотворил человека, по Образу Своему и Подобию, человек же, повторил процесс этот творческий, сотворив себя сотворившего по образу и подобию своему.

Петр Васильевич Упокоенко в Бога веровал, соблюдал посты, ходил в Храм и в прихрамовом магазинчике, прикрывая просторной спиною ящик благотворительный, отсчитывал несколько медных денюшек, подавая Богу на чай.

Упокоенко веровал истово и во всем своему Создателю доверял: все, хотя и творилось в мире Божьею волею, только воля та была Петр Васильичу помогать.

Бог был всемогущей копией Упокоенко и Петром Васильичем созданный, был к создавшему справедлив. Он помог Упокоенко получить хороший кредит и извел кредитодавателя, истребил начальника неугодного, тещу и собачку жены… Затопил во гневе неистовом соседа по рекреации и испепелил возведенный старшим братом Петра Васильича чересчур роскошный коттедж. Бог карал неприятелей Упокоенко, Бог внимал Упокоенко, Бог был вслушлив и исполнителен, словом, был.

Лишь в одном желании отказал своему создателю Бог, по образу Упокоенко скроенный: под венец всего, что Им было для Петра Васильевича исполнено, истребил его самого.

Копиист

Ранним утром, числа прошедшего, и для всякого из нас безвозвратного, некий Николай Васильевич Скобочкин, человек пока несемейный, но семейного счастья жаждущий, сбросил легким пальца движением с экрана телефона мобильного будящую к жизни мелодию, отвернулся от солнца встающего и уснул. Но другой Николай Васильевич, антипод его, его образ желаемый, но еще не совсем достигнутый, этот – встал, и, преодолев в самом себе сопротивление человека спящего, одеялом от предстоящего надежно укрытого, произвел приседания-умывания и отправился в жизнь. Ибо в жизнь отправляется каждый Скобочкин, что торопится; впрочем, может быть, равно жив и тот Скобочкин, что лежит.

Образ и подобие Гомо-лучшего, Николай Васильича превзошедшего, в этот день, весенний и радостный, познакомился на остановке троллейбусной с замечательной женщиной, тем же вечером Скобочкин встретился с ней.

То была та самая, искомая женщина! И она понимала Николая Васильича с полуслова… Пили кофе, заказали ликер, морожное и гуляли до позднего вечера. Посидели на лавочке, наблюдая на Патриарших кружение и зеркальное в воде отражение лебедей.

Опадала черемуха, майский дух столичного воскресения провоцировал..., и наш Скобочкин, не решившись на большее, на прощание этой женщине нежно руку пожал. Он летел вниз по лестнице станции «Маяковская» и подпрыгивал вверх на «Народного», он парил в вечернем весеннем воздухе… Он нашел ее! Он любил!

В этом замечательном настроении Николай наш Васильевич возвратился домой, не поужинав, ибо нет, совсем не хотелось есть! Записал в дневник, что счастлив до небывалого, обведя загогулиной в форме сердца, стрелой пронзенного, имя этой своей единственной, лег в постель, провалившись в счастливое забытье.

В утро же, затем наступившее, у нашего Николай Васильича даже мысли не было хоть секунды из дня грядущего прозевать. Он вскочил! Подлетел! Воспарил над собою самим, без сопротивления всякого сделал гимнастику, в предвкушении встречи, назначенной вчера вечером, поскорее сел завтракать и за завтраком открыл свой дневник…

В дневнике его, его образом и подобием, его копией, что иной раз превосходит и подлинник, с датой дня безвозвратно прошедшего, дня вчерашнего, его почерком было записано: «Ты проспал ее, Николай!»

Портрет

Анжеликой Ивановной Сыропятовой, дамой внешне весьма привлекательной, но весьма привередливой, с тонким вкусом, при весьма обеспеченном спутнике, на открытии выставки знаменитого Берещагина был заказан портрет. Гонорар был обещан весьма внушительный, с ним условье заказчицы: чтоб портрет великого мастера не льстил, не превосходил натурщицы, но лишь соответствовал истине. Отражал реальность, действительность, но в веках. Берещагин принял заказ.

В день шестой от портрета творения Анжелика Ивановна Сыропятова, как и было в срок обговорено, за своим портретом пришла. Берещагин провел ее в комнату, в глубине занавешенный простынью находился портрет. Анжелика Ивановна недоверчиво откинула ткань, портрет укрывавшую, и узнала себя.

Гонорар за портрет был выплачен Берещагину полностью. Ныне знаменитое «Зеркало Берещагина» выставляет каждый музей.

Мастер

Алексей Николаич Подноготников был художником, ювелирных дел мастером. Он творил в совершенстве своего рукотворного творчества, оставляя для вечности в каменной неподвижности Божий мир. И произведения нашего мастера, изумрудные блошки, мушки, букашки и бабочки, были оттиском на (увы) подверженных течению времени и беспечно менявшихся скрижалях Творца.

Выходило у него замечательно, раскупалось в одно мгновение, но, однако же, самому Алексей Николаичу не давал покоя вопрос: как его всемогущий предшественник этих тварей мелкокалиберных оживил? Вот она, почти живая, прозрачная, легкая, перламутром покрытая бабочка, и вот-вот взлетит она, кажется… Но она не летит!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в имитацию Игра в имитацию

Македонский писатель Венко Андоновский об имитации жизни

Grazia
Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Волка боги кормят Волка боги кормят

Один из самых древних сюжетов – сказки об оборотнях

Правила жизни
Маски шоу Маски шоу

XX век прошел под знаком карикатуры – она была мощным идеологическим оружием

Правила жизни
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Елена Морозова: «Тогда Паша Каплевич сказал Виктюку: «Бери, она точно твоя» Елена Морозова: «Тогда Паша Каплевич сказал Виктюку: «Бери, она точно твоя»

Ведь, задабривая меня, папа объяснял: искусство не терпит фальши

Коллекция. Караван историй
Сахар, ты где? Сахар, ты где?

Как производители маскируют сахар в своих продуктах

Лиза
Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож

Почему иногда мы так сильно хотим избавиться от тех, кто не похож на нас?

Psychologies
Архитектурная основа Архитектурная основа

Нестандартная двухуровневая квартира в стиле минимализм

Идеи Вашего Дома
«Декабрист» и другие шлумбергеры «Декабрист» и другие шлумбергеры

Первый по распространённости в мире кактус

Наука и жизнь
Деконструкция мегаполиса: город в городе Деконструкция мегаполиса: город в городе

Как современное строительство помогает людям быть счастливее

СНОБ
Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему медведь сосет лапу?

ТехИнсайдер
Новый код спешит на помощь Новый код спешит на помощь

Программируем 2024-й: как искусственный разум изменит нашу жизнь

Монокль
Дешево и сердито Дешево и сердито

Дискаунтеры захватывают российский рынок

Агроинвестор
Хождение по мухам Хождение по мухам

Как испортился квартирный вопрос и что с этим делать

Weekend
Владимир Никифоров: «Нельзя ни на минуту забывать, что ботокс, хоть и разведённый в миллионы раз, всё-таки смертельно опасный яд» Владимир Никифоров: «Нельзя ни на минуту забывать, что ботокс, хоть и разведённый в миллионы раз, всё-таки смертельно опасный яд»

Как яд стал медицинским препаратом? Отвечает доктор медицинских наук

Здоровье
«Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды» «Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды»

Как фотопластинка впервые помогла открыть новую звезду

N+1
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Когда гигиеническая помада не помогла: что делать, если сильно трескаются губы Когда гигиеническая помада не помогла: что делать, если сильно трескаются губы

Почему трескаются губы?

ТехИнсайдер
От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – сила
«Уходи, Тейлор Свифт»: что нас бесило в музыке в 2023 году «Уходи, Тейлор Свифт»: что нас бесило в музыке в 2023 году

Музыка, которую с удовольствием можно оставить бы в 2023 году

Правила жизни
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
Как правильно сочетать пиво с едой Как правильно сочетать пиво с едой

Открываем новые вкусовые горизонты в сочетаниях алкоголя с едой

Maxim
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
Учимся падать Учимся падать

Иногда удовольствие зимнего отдыха сопровождается рисками. Давай ими управлять

Лиза
Кто починит ДНК — перевернет мир Кто починит ДНК — перевернет мир

Генетики уже несколько лет умеют редактировать поломки в ДНК

Наука
Открыть в приложении