Когда наши поезда полетят
Технология «Росмаглев», позволяющая создавать транспортные системы на принципах магнитной левитации, приближается к практической реализации
Консорциум «Российский маглев» ведет переговоры о строительстве испытательного полигона для отработки технологии создания транспортных систем на основе принципа магнитной левитации — об этом «Моноклю» рассказал генеральный директор компании «Маглевтех» Сергей Смирнов. По его словам, рассматривается несколько вариантов размещения, в том числе площадка в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Саха (Якутия). Таким образом, после некоторого затишья тема создания в России транспорта на магнитном подвесе вновь оживает.
От кластера — к консорциуму
В конце сентября в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании консорциума разработчиков, производителей и эксплуатантов магнитолевитационной транспортной системы «Российский маглев». На сегодняшний день в организацию вошли девять компаний (см. «Состав консорциума “Российский маглев”»). Впрочем, список не окончательный: не исключено, что по мере развития проекта к консорциуму будут присоединяться и другие. Ранее в Санкт-Петербурге действовал кластер с одноименным названием; интервью с председателем совета кластера Анатолием Зайцевым было опубликовано в журнале «Эксперт» два года назад (см. статью «Магнит тянет в полет», «Эксперт» № 18–19 за 2021 год). По словам Сергея Смирнова, создание консорциума, более формализированной структуры, — это следующий этап развития проекта по разработке отечественной магнитолевитационной технологии.
Как известно, транспортное средство — поезд или платформа — на магнитном подвесе имеет ряд преимуществ относительно обычного железнодорожного транспорта, в том числе большую скорость (например, в Китае уже построен поезд CRRC 600, способный развивать скорость до 600 км/ч) и низкий уровень шума при движении, что позволяет проводить линии маглева через густонаселенные районы.
Сегодня транспорт на магнитном подвесе создается по двум основным технологиям. В Японии развивают электродинамический вариант (EDS) на сверхпроводящих магнитах. Германия разработала и распространяет по миру (в частности, в Китае) электромагнитную технологию (EMS) с использованием электромагнитов. В России же придумали «Росмаглев», в которой одновременно применяются постоянные и электромагниты: такое сочетание позволяет тратить меньше энергии на обеспечение левитации.