Дети у экрана
Правда ли, что мультики вызывают аутизм, а соцсети – депрессию? Чем опасен для детей youtube, и причём тут принцесса Эльза? Как вообще экранное время влияет на развитие и здоровье детей?
Со смартфоном на горшке
Создаётся впечатление, что некоторые дети просто рождаются на свет с гаджетами в руках. Сидят, уткнувшись в планшеты и телефоны, пока взрослые заняты делами и каждую такую минуту считают подарком судьбы. Но у этих подарков, конечно, есть цена. Сколько времени ребёнок может проводить у экрана безнаказанно?
По мнению ВОЗ, до двух лет – нисколько, с двух до пяти – максимум час в день. При этом контента, рассчитанного на малышей, становится всё больше. Как и научных доказательств, что вреда от него больше, чем гипотетической пользы. Если малышок с подачи взрослых обзаводится привычкой зависать с планшетом, он медленнее развивается и позже начинает говорить. Мелкая моторика и социальные навыки хуже, чем у сверстников, которые не тычут пальчиком в экран, а разносят дом, едят из собачьей миски, достают родителей другими способами и просто познают мир. Потому что мозгу младенца для развития требуется именно реальность. Которую можно видеть, слышать, пробовать на зуб, трогать – и получать обратную связь. Малыш ничего не узнает о физических свойствах предметов, если вместо возни с кубиками будет смотреть мультик, как это делают другие.
90% детей, по статистике, превышают безопасный лимит экранного времени. Годовалые малыши проводят с гаджетами по 53 минуты, к трём годам – уже по 150 минут, школьники – по 3 часа в день и больше.
И никакой суперобразовательный контент не заменит живого общения с взрослыми, которое необходимо, чтобы ребёнок вовремя начал говорить.
У заядлых «юных зрителей», проводящих перед экраном больше 7 часов в день, становится тоньше префронтальная кора головного мозга. Это естественный процесс – но только для подростков, у которых уже накоплен какой-то жизненный опыт и знания и мозг начинает избавляться от ненужных нейронных связей и укрепляет оставшиеся. Но для малышей это ненормально.
Вызывают ли мультики аутизм?
В прошлом исследования показали, что избыток экранного времени может привести к развитию расстройств аутического спектра. Позже, правда, выяснилось, что это не совсем так. Малыши с генетической предрасположенностью к РАС изначально склонны больше, по 3–4 часа в день, сидеть у экранов и часто предпочитают гаджеты живому общению.
Зато и нормотипичные дети, как сообщает журнал JAMA Pediatrics, к двум годам могут выдавать РАСподобные симптомы, если в год-полтора настойчиво усаживать их перед экраном. Кстати, риски снижаются, если взрослые много времени проводят с ребёнком, играют и читают ему книжки.