В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техникаHi-Tech

Возвращение «Метеора»

Александр Митрофанов

«Валдай 45Р». Источник: РИА Новости

В сентябре 2017 года в Нижегородской области на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р». Так началось возрождение таких популярных ранее в СССР и почти ушедших в забвение судов.

Хотя в СССР экспериментальные работы по судам на подводных крыльях начались еще в 1933 году, наибольших практических успехов добился выпускник кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института Р.Е. Алексеев. В его дипломной работе 1941 года «Глиссер на подводных крыльях» была представлена гидродинамическая схема торпедного катера на подводных крыльях и основные его чертежи и расчеты. Летом 1943 года был создан такой экспериментальный катер А-4. А в 1946 году катер под заводским наименованием А-5 с новой схемой подводных крыльев, оправдавшей себя по всем направлениям, был построен на заводе «Красное Сормово».

В дальнейшем работы по созданию торпедных катеров на подводных крыльях для ВМФ продолжились, за что в 1951 году группе специалистов во главе с Алексеевым была присвоена Сталинская премия.

В декабре 1954 года приказом Министерства судостроительной промышленности СССР на заводе «Красное Сормово» был создан филиал ЦКБ-19 (ныне Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева), начальником и главным конструктором которого был назначен Алексеев.

Р. Е. Алексеев. Источник: НГОБД. рф

Кроме катеров для ВМФ с 1956 года КБ Алексеева приступает к проектированию пассажирского судна на подводных крыльях (СПК). 25 августа 1957 года СПК «Ракета–1» вступило в опытную эксплуатацию на линии Горький – Казань. Всего до 1976 года для речного флота СССР и на экспорт было построено около 400 таких теплоходов четырех проектов. Кроме того, они производились в КНР по советской документации.

«Ракеты» со скоростью до 70 км/ час могли доставить 64–66 пассажиров на расстояние 600 км и пользовались огромной популярностью у населения. СПК этого типа активно эксплуатировались на большинстве судоходных рек СССР и постсоветских стран многие десятилетия и даже сейчас используются на реке Лене. Этому способствовала и малая осадка «Ракеты» в водоизмещающем режиме – всего лишь 1,8 метра.

Кроме того, на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе для белорусских рек строились СПК «Ракета–М» (51 единица) с уменьшенной до 1,2 м осадкой. А в Феодосии было построено десять пожарных судов «Ракета-П» с двумя стационарными лафетными стволами.

СПК «Ракета». Источник: Википедия

Более крупными и мореходными стали СПК «Метеор». Их проектирование началось в мае 1958 года, а уже в ноябре следующего года начались ходовые испытания первого экспериментального судна, в ходе которых при переходе через Азовское море оно попало в пятибалльный шторм, продемонстрировав хорошие мореходные качества. С 1961 года началось серийное производство «Метеоров» на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького в Татарстане. В 1961–1999 годах было построено более 400 (по другим данным около 350) таких СПК (проекты 342, 342Э, 342У), а также две единицы в 2006 году.

Суда этих проектов могли перевезти в комфортных условиях в трех пассажирских салонах от 78 до 123 человек (в зависимости от модификации) на расстояние до 600 км при скорости, достигающей 75–77 км/час. Один из «Метеоров» был экспериментально переделан в вариант с 50 каютами, аналогичными купе пассажирских железнодорожных вагонов.

«Метеоры» десятки лет эксплуатировались на крупных реках, водохранилищах и озерах не только СССР и постсоветских стран, но и в паре десятков зарубежных государств. Хотя большинство таких судов уже выведены из эксплуатации, около 60 из них после проведенной модернизации продолжают работать. При этом отечественные двигатели семейства М-401, которые отличались малой экономичностью, малым ресурсом и низкой надежностью, были заменены на двигатели фирмы MAN такой же мощности.

Выдающийся конструктор Р.Е. Алексеев думал и о морских СПК. В 1961 году на базе варианта «Метеора» 342Э был разработан проект 342МС «Комета». При этом корпус изготавливался из стойкого к коррозии в морской воде алюминиевого сплава, была изменена конструкция крыльевого устройства. СПК «Комета» серийно производилось в 1962–1992 гг. на Потийском судостроительном заводе в Грузии (39 судов) и в 1964–1981 гг. – на Феодосийском производственном объединении «Море» в Крыму (86 ед.), из них не менее 34 судов – на экспорт. Кроме прибрежных морских линий «Кометы» использовались и на крупных озерах (Ладожское, Онежское, Байкал). Часть этих судов эксплуатируются в России и в настоящее время. «Комета» может доставить размещенных в трех салонах 118 пассажиров на расстояние до 325 миль со скоростью 34 узла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским» Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским»

Игорь Миркурбанов о своем новом спектакле-концерте и песнях Сергея Наговицына

Монокль
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Властелин цифровой реки Властелин цифровой реки

.В чем секрет успеха Джеффа Безоса

Деньги
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
Доход, защищенный в грунте Доход, защищенный в грунте

Инвестиционная привлекательность тепличного овощеводства России в 2023 году

Агроинвестор
Забыть Гинденбурга Забыть Гинденбурга

Беспилотные грузовые дирижабли как инструмент газификации

Эксперт
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Как летает «Кинжал» Как летает «Кинжал»

Что такое аэробаллистическая траектория и в чем ее преимущества

Популярная механика
Магия магния Магия магния

Орехи, шоколад и еще 8 продуктов, содержащих магний в большом количестве

Лиза
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда

Нужно отдать должное Шнурову, он был крутым конъюнктурщиком — в хорошем смысле

Коллекция. Караван историй
Лето в тропиках Лето в тропиках

Небольшая студия в морских оттенках, располагающая к отдыху

Идеи Вашего Дома
Камиль Ларин: Правила хорошей дружбы Камиль Ларин: Правила хорошей дружбы

История-посиделка от участника «Квартета И»

Maxim
Как и зачем тренировать интимные мышцы Как и зачем тренировать интимные мышцы

Рассказываем, зачем нужен вумбилдинг и как правильно тренироваться

Добрые советы
Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей

Разговор с Павлом Моряковым об импортозамещении и перспективах развития бизнеса

СНОБ
Минимум танинов и никакой выдержки. Как выбрать вино для глинтвейна Минимум танинов и никакой выдержки. Как выбрать вино для глинтвейна

Из какого вина лучшего всего варить глинтвейн

СНОБ
Корфы Корфы

Древний род Корфов оставил в российской истории заметный след

Дилетант
Кредиты становятся роскошью Кредиты становятся роскошью

Где агросектору брать деньги на ведение и развитие бизнеса

Агроинвестор
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
Оперативная память. День Победы и его цифровые образы Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – сила
Человек исправленный и дополненный Человек исправленный и дополненный

Что лежит в основе генетических чудес и как сделать их доступными для всех?

Robb Report
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
Станция «Динамо» Станция «Динамо»

Анекдоты про жен, отлынивающих от секса, пора переписывать

Добрые советы
Поправили базу Поправили базу

Экономисты дружно ждут замедления ВВП в 2024 году

Монокль
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
Предприниматели среди нас Предприниматели среди нас

Кто каждый день делает нашу жизнь ярче и проще? И как им это удается?

Men Today
«Чувства Анны»: мир без любви «Чувства Анны»: мир без любви

Анна Меликян рассказывает классическую историю Золушки в фильме «Чувства Анны»

Монокль
Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция? Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция?

Как «пауза в отношениях» может оказаться попыткой надавить на вас

Psychologies
Открыть в приложении