Возвращение «Метеора»
В сентябре 2017 года в Нижегородской области на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р». Так началось возрождение таких популярных ранее в СССР и почти ушедших в забвение судов.
Хотя в СССР экспериментальные работы по судам на подводных крыльях начались еще в 1933 году, наибольших практических успехов добился выпускник кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института Р.Е. Алексеев. В его дипломной работе 1941 года «Глиссер на подводных крыльях» была представлена гидродинамическая схема торпедного катера на подводных крыльях и основные его чертежи и расчеты. Летом 1943 года был создан такой экспериментальный катер А-4. А в 1946 году катер под заводским наименованием А-5 с новой схемой подводных крыльев, оправдавшей себя по всем направлениям, был построен на заводе «Красное Сормово».
В дальнейшем работы по созданию торпедных катеров на подводных крыльях для ВМФ продолжились, за что в 1951 году группе специалистов во главе с Алексеевым была присвоена Сталинская премия.
В декабре 1954 года приказом Министерства судостроительной промышленности СССР на заводе «Красное Сормово» был создан филиал ЦКБ-19 (ныне Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева), начальником и главным конструктором которого был назначен Алексеев.
Кроме катеров для ВМФ с 1956 года КБ Алексеева приступает к проектированию пассажирского судна на подводных крыльях (СПК). 25 августа 1957 года СПК «Ракета–1» вступило в опытную эксплуатацию на линии Горький – Казань. Всего до 1976 года для речного флота СССР и на экспорт было построено около 400 таких теплоходов четырех проектов. Кроме того, они производились в КНР по советской документации.
«Ракеты» со скоростью до 70 км/ час могли доставить 64–66 пассажиров на расстояние 600 км и пользовались огромной популярностью у населения. СПК этого типа активно эксплуатировались на большинстве судоходных рек СССР и постсоветских стран многие десятилетия и даже сейчас используются на реке Лене. Этому способствовала и малая осадка «Ракеты» в водоизмещающем режиме – всего лишь 1,8 метра.
Кроме того, на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе для белорусских рек строились СПК «Ракета–М» (51 единица) с уменьшенной до 1,2 м осадкой. А в Феодосии было построено десять пожарных судов «Ракета-П» с двумя стационарными лафетными стволами.
Более крупными и мореходными стали СПК «Метеор». Их проектирование началось в мае 1958 года, а уже в ноябре следующего года начались ходовые испытания первого экспериментального судна, в ходе которых при переходе через Азовское море оно попало в пятибалльный шторм, продемонстрировав хорошие мореходные качества. С 1961 года началось серийное производство «Метеоров» на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького в Татарстане. В 1961–1999 годах было построено более 400 (по другим данным около 350) таких СПК (проекты 342, 342Э, 342У), а также две единицы в 2006 году.
Суда этих проектов могли перевезти в комфортных условиях в трех пассажирских салонах от 78 до 123 человек (в зависимости от модификации) на расстояние до 600 км при скорости, достигающей 75–77 км/час. Один из «Метеоров» был экспериментально переделан в вариант с 50 каютами, аналогичными купе пассажирских железнодорожных вагонов.
«Метеоры» десятки лет эксплуатировались на крупных реках, водохранилищах и озерах не только СССР и постсоветских стран, но и в паре десятков зарубежных государств. Хотя большинство таких судов уже выведены из эксплуатации, около 60 из них после проведенной модернизации продолжают работать. При этом отечественные двигатели семейства М-401, которые отличались малой экономичностью, малым ресурсом и низкой надежностью, были заменены на двигатели фирмы MAN такой же мощности.
Выдающийся конструктор Р.Е. Алексеев думал и о морских СПК. В 1961 году на базе варианта «Метеора» 342Э был разработан проект 342МС «Комета». При этом корпус изготавливался из стойкого к коррозии в морской воде алюминиевого сплава, была изменена конструкция крыльевого устройства. СПК «Комета» серийно производилось в 1962–1992 гг. на Потийском судостроительном заводе в Грузии (39 судов) и в 1964–1981 гг. – на Феодосийском производственном объединении «Море» в Крыму (86 ед.), из них не менее 34 судов – на экспорт. Кроме прибрежных морских линий «Кометы» использовались и на крупных озерах (Ладожское, Онежское, Байкал). Часть этих судов эксплуатируются в России и в настоящее время. «Комета» может доставить размещенных в трех салонах 118 пассажиров на расстояние до 325 миль со скоростью 34 узла.