Какие советы американские аналитики дают хозяевам Белого дома

ЭкспертОбщество

Российский кейс от корпорации RAND

Какие советы американские аналитики дают хозяевам Белого дома

Петр Скоробогатый

Стивен Фланаган, старший аналитик корпорации RAND. Фото Пресс-служба Люксембургского форума

Мир становится слишком сложным для прогнозирования, признаются даже в корпорации RAND. Этот американский стратегический исследовательский центр считается самой влиятельной и эффективной «фабрикой мысли» (по-английски — think tank) в мире. Аббревиатура RAND была составлена из первых букв английских слов research and development (исследования и разработки). Вот уже семьдесят лет эксперты RAND работают на администрации Белого дома и Пентагон, разрабатывают многоуровневые военно-стратегические концепции и проводят всесторонние исследования по проблемам национальной безопасности.

Своим видением мира и российско-американских отношений с «Экспертом» поделился Стивен Фланаган, старший аналитик корпорации RAND, в прошлом специальный помощник президента США и старший директор по оборонной политике и стратегии в Совете национальной безопасности США, доктор наук, член Консультативного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

— Серьезная проблема во взаимоотношениях России и США последних лет заключалась в ультимативности обращений, которые приходят из Вашингтона в Москву. От нас требуют сдать наши интересы на Украине, уйти из Сирии, стать «региональной державой», как выразился Барак Обама, и не претендовать на большую геополитику. Почему нельзя смягчить позиции?

— Я работал на Обаму, когда тот был в Белом доме. И на самом деле его усилия были направлены на «перезагрузку», на восстановление нормальных взаимоотношений с Россией. Я не помню заявлений Обамы, в которых он требовал, чтобы Россия принизила бы свой статус или ограничилась положением региональной державы. Он убеждал (что вы характеризовали как требование), что Россия должна соблюдать суверенитет Украины, не вмешиваться в ее дела и не прибегать к каким-то тайным или военным средствам для негативного воздействия на суверенитет этой страны. Было ощущение, что Россия слишком вольно трактовала открытое соглашение с властями Украины в отношении Крыма в плане доступа к Севастополю и крымским портам. В итоге изменение европейских границ силовым способом стало нарушением принципов международного права, договоренностей Европы, США и Канады в рамках ОБСЕ и Устава ООН, Хельсинского акта 1975 года. Эти принципы были нарушены Россией. Это и привело к кризису в отношениях с Западом.

— И в этом случае не может быть компромисса? Я правильно понимаю?

— Нет, я вижу основу для компромисса, который заключается в восстановлении международно признанных границ между Россией и Украиной, введении миротворческой миссии, например ооновской, на Юго-Восток Украины, на Донбасс, и в выработке определенных соглашений, которые позволили бы обеспечить демилитаризацию, то есть разоружение существующих там полувоенных формирований, отрядов ополчения.

А что касается Крыма, наверное, здесь все-таки нет места компромиссу для Соединенных Штатов и европейских стран. Я думаю, что по аналогии с советской оккупацией Прибалтики в конце 1930-х годов Соединенные Штаты точно так же не будут признавать силовое присоединение территории другого государства, поскольку это воспринимается как нарушение положений Хельсинского акта.

— Карл Роув, заместитель главы администрации Джорджа Буша-младшего, сказал замечательную фразу: «Мы творим собственную реальность. Мы — действующие субъекты истории, а всем вам останется лишь изучать наши действия». Вы согласны с таким подходом?

— Это не совпадает с моими взглядами. На самом деле такое отражение однополярного восприятия мира никогда не было истиной прежде и не является истиной сегодня. Я не считаю, что Соединенные Штаты когда-либо действовали как глобальная держава, которая может диктовать международный порядок.

Я работал в свое время в администрации Буша-старшего, потом в администрации Клинтона и в администрации Обамы и наблюдал очень внимательно за тем, как работала администрация Джорджа Буша-младшего. И я хочу сказать, что все эти четыре администрации всегда пытались найти варианты для конструктивной работы и с Россией, и с Китаем. И никогда не провоцировали ситуацию, когда столкновение великих держав было бы неизбежно.

То же можно сказать и об администрации Трампа, особенно если вспомнить его слова, что G7 должна быть расширена до G8, то есть что Россия должна стать частью «большой восьмерки» и что с Путиным можно работать. Мы знаем, что у нас есть расхождения, но это не означает неизбежную конфронтацию или конфликты.

— Владимир Путин неоднократно говорил, что его идеал — многополярный мир, где все страны друг друга уважают. Но, похоже, сейчас мы пришли к такой хаотичной многополярности, когда у каждой страны есть свои интересы и никто не готов идти на компромиссы. Видите ли вы перспективы такого идеального мира, о котором говорит Владимир Путин?

— Я думаю, да, пока есть согласие в отношении правил миропорядка. И это тот вопрос, по которому наши позиции с Россией не совпадают. Это касается уважения норм международного порядка. Продолжают ли действовать нормы Устава ООН и Хельсинского акта? Продолжает ли Россия их придерживаться?

— Международных правил или правил Соединенных Штатов?

— Хочу напомнить, что Хельсинский акт — это не только американские правила. И Советский Союз в свое время их подписал.

Сейчас Китай иногда говорит: мы не хотим следовать нормам ВТО, потому что это западные правила. Нам нужны новые соглашения. И обе администрации, сначала Обамы, потом Трампа, отвечают: мы открыты для переговоров по новым правилам в экономической сфере.

Но правила меняются в процессе переговоров, а не в результате односторонних действий по ходу игры.

Фото ТАСС
Сегодня RAND принимает на работу много способных и хорошо осведомленных молодых американских аналитиков по России. Мы активно работаем с российскими “фабриками мыслями”». Это помогает лучше понимать процессы, которые происходили в России последние пятнадцать лет. Фото ТАСС

О проблемах конкуренции

— Как вы смотрите на взаимоотношения в треугольнике США—Китай—Россия в перспективе? Есть точка зрения, что Россия просто ситуативный оппонент для Соединенных Штатов, поскольку силы слишком уж неравны. А вот Китай — это да, серьезный соперник для Вашингтона на долгие годы. Считаете ли вы, что Россия и США все же смогут найти компромисс, договориться?

— На самом деле вопрос, конечно, более сложный, чем может показаться на первый взгляд. Большинство американских аналитиков соглашается, что Китай представляет собой долгосрочную проблему для международной системы из-за своих огромных ресурсов.

Нынешняя американская администрация заявила вполне определенно: мы возвращаемся в эпоху соревнований великих держав, подразумевая определенно и Китай, и Россию. Причем это не только конкуренция в военной области. С Китаем у нас еще и значительное соревнование в экономической плоскости. Что касается России, то у нас с ней наблюдается напряжение в вопросах двусторонней безопасности и региональной политики. Это напряжение не приводит к конфликту, но оно весьма нас беспокоит.

Я думаю, политические круги Соединенных Штатов сейчас как раз обсуждают, как направить это соревнование на путь, который не приведет к конфликту. Потому что в последнее время риски конфронтации из-за просчета или какого-то военного инцидента выросли. Президент Трамп ясно дал понять, что наши противоречия с Россией, в частности, не должны приводить к конфронтации или конфликту.

— Этой весной конфликт между Россией и Соединенными Штатами в Сирии едва не превратился в ядерный. По крайней мере, в прессе уверенно обсуждали высокую вероятность такого развития событий. А как в американских экспертных кругах отнеслись к такому риску?

— Я бы не сказал, что в экспертных кругах, в экспертном сообществе Соединенных Штатов обсуждение велось в таком ключе, что подобного рода инцидент может быстро развиться до ядерного столкновения. Хотя, безусловно, существовала вероятность, что конфронтация выльется во что-то большее, в другие опасные ситуации. Я, может быть, не до конца посвящен в то, каким образом все это работает, но, опираясь на то, что знаю, скажу так: механизм урегулирования конфликтов, который был создан в Сирии русскими и американскими военными, работает достаточно хорошо, чтобы избегать подобных инцидентов.

— Но таких инцидентов становится все больше. Западная коалиция не раз и не два наносила удары по сирийской коалиции. В результате гибли и русские солдаты.

— Насколько мне известно, США не имели информации о том, что в наступательных действиях в Дэйр-эз-Зоре участвуют представители ЧВК, вот этой группы Вагнера. Это не был акт агрессии против России. Это была защита позиций SDF (группировка «Сирийские демократические силы», подконтрольная США. — «Эксперт»), курдов и арабских сил, которые совместно борются с ИГИЛ (организация запрещена в России. — «Эксперт»).

Американский стратегический исследовательский центр RAND работает в Санта-Монике с 1948 года. Фото ТАСС

О понимании России

— Корпорация RAND не нуждается в особых представлениях. Интересно узнать, что изменилось в вашей работе в последнее время, учитывая, насколько нестабильной стала политическая ситуация в мире. Может быть, пришлось набирать новых сотрудников?

— Ну, RAND работает не только в сферах, связанных с обороной и политикой, но и в области здравоохранения или образования, к примеру. Но да, на международной арене мы известны как корпорация, которая работает именно в сфере безопасности и обороны. И конечно, на нашей деятельности отразилась напряженность в таких регионах, как Северо-Восточная Европа (особенно страны Балтии), а также Южно-Китайское море и Азиатско-Тихоокеанский регион.

— Сложнее стало прогнозировать и анализировать геополитические кейсы?

— Так и есть, потому что на сегодняшний день действительно наблюдается волатильность, изменчивость международной системы. Происходят совершенно неожиданные события. Примером тому может быть встреча американского и северокорейского президентов — Дональда Трампа и Ким Чен Ына. Еще несколько месяцев назад такое невозможно было предсказать. Мировая система усложняется последние пятнадцать лет, это отмечают все аналитики. Идет процесс глобализации. Развиваются сложные процессы в одних областях, которые при этом оказывают существенное влияние на другие области. Их очень сложно прогнозировать.

— Одной из больших проблем в отношениях между США и Россией стал дефицит экспертов — советологи после развала СССР ушли на пенсию. Пришлось ли вам в последние годы набирать новых сотрудников, которые понимают, что происходит в России?

— Да, вы все верно описали. Мы привлекаем новых молодых экспертов с учетом ситуации в мире. Действительно, после 2001 года и объявленной войны с терроризмом многие сотрудники и молодые эксперты сосредоточились на Ближнем Востоке, на проблемах экстремизма и терроризма.

— Эти новые сотрудники-«русисты» — они американцы или русские?

— В Соединенных Штатах это, конечно, американцы. У RAND Corporation есть представительство в Европе. Там мы привлекаем европейцев. Но я не знаю ни одного русского. Не в штате RAND, по крайней мере.

— Я почему спрашиваю: кажется, что у западных экспертов долгое время доминировал несколько примитивный взгляд на Россию. Не считаете ли вы, что их нужно пересмотреть?

— Я не соглашусь, что у американских экспертов примитивный взгляд на Россию, но я думаю, что действительно есть потребность в тщательной переоценке наших отношений и восстановлении диалога о региональных и двусторонних проблемах. RAND активно взаимодействует с различными исследовательскими учреждениями в России, так называемыми think tanks, фабриками мысли. Так, недавно моя коллега Кэтрин Дейл выступала на мероприятии, которое организовано Фондом Примакова, по вопросам мирного урегулирования на Украине. Она прекрасно знает русский и является опытным аналитиком по России. У нас есть и много других аналитиков с десяти-, пятнадцатилетним опытом изучения России. Некоторые из них учились в вашей стране. Изучают экспертную литературу на русском. И они добавляют нам новое, более глубокое понимание процессов, которые происходили в России последние пятнадцать лет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сбор биометрии посеял панику Сбор биометрии посеял панику

Чем на самом деле угрожает сбор биометрических данных

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
США запутались в ключах от Белого дома США запутались в ключах от Белого дома

Замена кандидата в президенты оживила предвыборную борьбу в США

Монокль
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Цена слова Цена слова

Долгое время конфликт 1954–1962 годов оставался для Франции просто «событиями»

Дилетант
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы 5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы

Тренировки на больничном: что делать, если вы чувствуете себя не на все сто?

Men Today
Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки

Чего ждут от жениха с невестой в странах Африки?

Psychologies
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
Живем один джаз Живем один джаз

7 вопросов, из которых Игорь Бутман сложил свою джазовую композицию

Men Today
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно

Лайфхаки по уборке ванной и туалета

Новый очаг
«Это__была__мечта» «Это__была__мечта»

Группе Uma2rman — 20 лет! История их успеха напоминает череду счастливых случаев

OK!
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Узнайте, есть ли у ваших друзей Узнайте, есть ли у ваших друзей

На какие проблемы со здоровьем может указать нервный смех?

ТехИнсайдер
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
Открыть в приложении