В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь

СНОБРепортаж

Жизнь врасплох

Текст: Юля Крюкова

В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь — здесь открылся Центр «Зотов», где показывают и исследуют разные грани арт-наследия советских авангардистов. Пристального внимания удостоился и кинематограф. О том, как погружение в кинореальность советских экспериментаторов сокращает дистанцию между нами и авангардным искусством XX века, рассказала руководитель направления «Зотов.Кино» Полина Прибыткова.

Какое место кино занимает в контексте авангардного искусства XX века?

Современный киноязык сложился во многом благодаря поискам и открытиям авангардистов. Интерес конструктивистов и художников-авангардистов в целом лежал в области кинетического искусства, в стремлении создать эффект движения. Одна из самых знаковых форм искусства того времени — коллаж, в основе которого лежит интенция к динамике, наслоение разных изображений, фрагментов текста, смыслов. Такая же художественная логика прослеживается и в главном инструменте авангардного киноязыка — монтаже. Базовые принципы киномонтажа разрабатывались именно тогда, в 1920-е годы. И сформулировали эти принципы Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин и другие.

Без каких находок и достижений советских кинематографистов история мирового кино и современные фильмы выглядели бы иначе?

В первую очередь это разработки в области киномонтажа. Борис Барнет, например, использовал «строительный» монтаж, в котором смысл раскрывался за счет последовательного выстраивания кадров. Сергей Эйзенштейн предложил целый список: монтаж интеллектуальный, ритмический, обертонный, монтаж аттракционов. Пример интеллектуального монтажа — сцена разгона рабочих в «Стачке» Эйзенштейна: кадры с убийством быка подсознательно связывают насилие с действиями власти. Монтаж аттракционов, в отличие от интеллектуального, работает на создание мощного чувственного переживания, как в знаменитой сцене расстрела на одесской лестнице в «Броненосце “Потемкине”», и так далее. Нововведения в области звукового монтажа — тоже достижение Эйзенштейна и его коллег — оператора Эдуарда Тиссэ и режиссера Григория Александрова. Одна из их находок предполагала использование звука не для того, чтобы иллюстрировать действие, а чтобы придавать происходящему новый смысл. Условно говоря, мы видим в кадре кран и не понимаем, открыт ли он, мы не слышим, капает ли из него вода, а слышим что-то совершенно другое. Для современного зрителя это очень расхожий прием, он встречается в том числе в фильмах Андрея Тарковского, Стэнли Кубрика, Жан-Люка Годара.

Здесь же стоит упомянуть хрестоматийный «эффект Кулешова», названный по имени режиссера и теоретика кино Льва Кулешова. Смысл его идеи в том, что при определенном сопоставлении кадров рождается третий смысл. Кулешов брал, скажем, кадр с крупным планом лица актера и подставлял к нему кадр с тарелкой супа. Так зритель понимал, что герой фильма голоден.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

Для чего нужны эти наклейки на фруктах и что за цифры на них указаны

ТехИнсайдер
Микоян, дважды спасённый Микоян, дважды спасённый

Гибель Синдзо Абэ — не первый случай убийства видного государственного деятеля

Дилетант
Рынок захлебнулся маслом Рынок захлебнулся маслом

Кризис перепроизводства в масложировой отрасли говорит о системных просчетах

Монокль
Вагонотерапия Вагонотерапия

Писатель Дмитрий Данилов — о терапевтической и творческой пользе путешествий

СНОБ
«Кино должно тебя зажигать» «Кино должно тебя зажигать»

Режиссер Кирилла Султанов о библейских сюжетах и криминале

Weekend
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
10 уважаемых машин года 10 уважаемых машин года

Автомобили-именинники, чья жизнь определенно удалась

Men Today
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Девчонки на кухне Девчонки на кухне

«Программа «Еда как в сказке» с дочерьми — лучшее, что со мной случилось»

Новый очаг
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
От эволюции к революции От эволюции к революции

Разговор о настоящем и будущем российского авиационного двигателестроения

Монокль
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Я никогда не ждала принца на белом коне Я никогда не ждала принца на белом коне

Актриса Валентина Ляпина размышляет о героине сказки «Царевна-лягушка»

Новый очаг
Эксперимент с медданными Эксперимент с медданными

Минздрав, Минцифры и Минэк смогли договориться об эксперименте с медданными

Ведомости
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Учёные, стихотворцы и блохи Учёные, стихотворцы и блохи

Кто такой Князев — автор рукописи «Учёные и блохи» и как она появилось?

Наука и жизнь
Открыть в приложении