Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

ВедомостиРепортаж

Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Николай Корнацкий, Мария Истомина
пт. 14.03.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Многосерийный триллер «Аутсорс» продюсерской компании «Среда» только в феврале стартовал в онлайн-кинотеатре Okko, а уже стал самой резонансной премьерой года. Иван Янковский («Слово пацана», «Фишер») играет сотрудника тюрьмы особого назначения Костю, которому в середине 1990-х приходит в голову необычная «бизнес-идея» – он предлагает родственникам жертв за деньги привести в исполнение смертный приговор. Ранее, в сентябре 2024 г., сериал выиграл главный приз фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи.

«Аутсорс» с самого начала интриговал сочетанием имен в титрах. Сценарист Анна Козлова, наверное, ассоциируется в первую очередь с историями из жизни среднего класса – «Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Кеша должен умереть». Режиссер Душан Глигоров сделал себе имя на остросоциальных триллерах – «Хрустальный», «Химера», «Трасса». Их первый совместный проект оказался на порядок жестче всего, что они делали по отдельности. Кроме того, впервые в карьере Козлова выступила не только как автор сценария, но и как шоураннер.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассуждает, чем «Аутсорс» напоминает греческую трагедию, рассказывает, какой уровень «жести» в своих проектах считает допустимым, и вспоминает «свой 1996-й».

«В каком-то смысле палачи не отличались от осужденных»

– Генпродюсер «Среды» Иван Самохвалов предложил вам этот замысел, все правильно? Чем вас он заинтересовал?

– Заинтересовала, собственно, эта строчка – что смертную казнь можно продавать за деньги. Мне показалось, что даже если это выдуманная история – такое могло произойти в реальности. Потому что это что-то очень человеческое и многое объясняет про нас, про нашу природу. И в этом хотелось покопаться.

– Помните, что писали в заявке? В чем, собственно, хотели «покопаться»?

– Мне были интересны обе стороны – и палачи, и родственники жертв. Например, у меня нет вопросов к родственникам, которые в сериале решают воспользоваться предложением. Когда мы сталкиваемся с такими вещами, как убийство собственного ребенка, близкого родственника, вся наша наносная «социальность» – роли, которые мы играем в обществе, понимание, как правильно себя вести и как неправильно, – все это исчезает.

Еще момент, который мне показался интересным, – сама рутина. Кирзачи, ключи на связке, как приговоренных выводят в специальную комнату и т. д. С одной стороны, в нас всех живет убеждение: преступник должен быть наказан. Но совсем другое дело – видеть, как это происходит и как люди, которые поставлены государством выполнять эту работу, хотят они того или нет, сами постепенно превращаются в маньяков. Ведь никто не может остаться прежним, убив столько людей.

– Истории бы, наверное, не было, если бы не персонаж Кости – которого играет Иван Янковский. Он настолько цельный, со строгими принципами, что кажется сильно больше и выше той среды, в которой оказался. Вы придумали ему биографию – что он делал до титров первой серии?

– Какие-то детали мы сформулировали – они были нужны Душану, ему это требовалось для лучшего понимания персонажа. Мы решили, что Костя был в Чечне, поэтому он знает, как убивать. И очевидно, он в какой-то форме испытывает ПТСР.

– В сериале говорится, что до того, как перевестись на Камчатку, он работал в Кимрах. А почему Кимры?

– Нравится название. И там есть тюрьма. Я знаю, потому что моя няня была оттуда и она рассказывала о городе – что он снаркоманился в 1990-е и там происходили жуткие вещи.

– Как вы для себя сформулировали, в чем конфликт Кости? Почему он как личность на голову выше всех прочих персонажей?

– Это человек, обладающий сильной волей, быстрым умом, умением понимать окружающих и видеть их суть. Важное отличие Кости от остальных героев не только в том, что у него есть принципы. У многих есть принципы, но не все способны взять в руки обрез. А Костя готов на все, что угодно. Родись он в другое время или другой стране, то мог бы сделать что-то очень хорошее для людей. Но Костя оказался в той ситуации, в какой оказался, и делает то, что делает.

Мне кажется, это история о том, что идея, условно назовем ее высшей, божественной, может проявиться в нас в той мере, в какой мы способны ее воспринять. Люди сталкиваются с идеей, которая больше, чем они сами, – и в меру своего скотства, в меру своих желаний ее воплощают, превращая свою жизнь в ад.

– Можно сказать, что Костя – это типаж 1990-х? Многих людей тех лет, например олигархов, описывали сходными фразами: «человек-компьютер» с пониженной эмпатией. Может быть, вы списывали его с какого-то конкретного человека, которого встретили в своей жизни?

– Любой человек, обладающий наблюдательностью и интересом к людям, встречает по жизни учителей – как светлых, так и темных. И ты просто запоминаешь какие-то яркие моменты, характеристики, а потом используешь их в творчестве. Костя – это собирательный образ, но я бы не сказала, что это типаж 1990-х.

Можно ли его назвать «человеком-компьютером»? Мне кажется, это просто человек, обладающий ярко выраженными лидерскими качествами. Лидер, который мобилизует окружающих на выполнение задачи, естественно, не может находиться в повышенной эмоциональности. Наоборот, он должен ее понижать, потому что истеричное поведение воспринимается как слабость – и людьми, и животными. Иногда люди постигают это через книги и тренинги, а есть экземпляры, которые это чувствуют с рождения.

– Как вы проводили ресерч?

– Много читала, искала интервью. В 1990-е тема смертной казни активно освещалась. Вообще манера прессы была специфической. В одном репортаже журналист спрашивал у палача: «А расскажите, пожалуйста, какие самые интересные случаи происходили с вами на работе?» И тот спокойно, как анекдот, рассказывал: «Знаете, клянусь вам, был у меня один чувак, который помер, пока мы его вели».

– Из того, что узнали по теме, что вас зацепило больше всего?

– То, что из исполнителей мало кто заканчивал хорошо. У кого-то начинались психические расстройства, были вспышки насилия прямо на работе. Единственная поддержка от государства, что им полагалась, – 200 грамм после каждого расстрела. Ну еще премии какие-то годовые. Еще интересная деталь – люди подписывали бумагу о неразглашении и не имели права даже своим родным говорить, чем занимаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Купите бублики Купите бублики

Александр Добровинский подслушал историю дамского счастья у дверей магазина

Tatler
Мозаика из старой посуды Мозаика из старой посуды

Сейчас в мастерской Натальи Новиковой на Фонтанке творится мозаичная магия

Новый очаг
Вера Васильева: «Нужно быть готовым к любым поворотам судьбы и любить жизнь» Вера Васильева: «Нужно быть готовым к любым поворотам судьбы и любить жизнь»

Актриса Вера Васильева о детстве, театре и заботе

Коллекция. Караван историй
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
«Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница» «Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница»

Владислав Семенов о доходах и достижениях скелетона в эпоху санкций

Ведомости
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Опасный архипелаг в Сердитом море Опасный архипелаг в Сердитом море

Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Вокруг света
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Психолог здорового человека Психолог здорового человека

Женская психология: как она влияет на бизнес, личную жизнь и космические миссии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Инфляция: ниже 8% не будет Инфляция: ниже 8% не будет

Текущая инфляция постепенно замедляется, но это временное явление

Монокль
Зимой и летом одним цветом Зимой и летом одним цветом

Какие растения из умеренных широт сохраняют зимой листья и зеленый цвет?

Наука и жизнь
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Комната снов Комната снов

Почему Дэвид Линч — больше чем режиссер

Men Today
Продолжай практиковать Продолжай практиковать

Актриса Стася Милославская — об опыте смирения с бытом и пользе перезагрузки

Новый очаг
Сядь в позу Сядь в позу

Йога и ее вариации: как не запутаться в стилях и направлениях

Лиза
Мошенники осваивают самозапрет Мошенники осваивают самозапрет

Как граждане злоупотребляют самозапретом на выдачу кредитов

Ведомости
Для здоровья суставов Для здоровья суставов

Почему болезни суставов год от года молодеют?

Лиза
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
Выяснилось, что микропластик вызывает резистентность к 4 видам антибиотиков Выяснилось, что микропластик вызывает резистентность к 4 видам антибиотиков

Микропластик активно помогает бактериям развивать устойчивость к лекарствам

Inc.
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
Перерасти Землю Перерасти Землю

Заселить Луну и Марс – смелая мечта или реальная перспектива?

Вокруг света
«Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам «Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам

Как нормализовать свое отношение к деньгам?

Psychologies
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
Важная деталь делового стиля: как правильно стирать галстуки, чтобы они выглядели великолепно Важная деталь делового стиля: как правильно стирать галстуки, чтобы они выглядели великолепно

Советы деловым людям: как правильно стирать галстуки

ТехИнсайдер
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Открыть в приложении