Разрядка и средоточие
Послание президента фокусируется на внутренних задачах развития страны. Пока геополитические оппоненты дают время, нужно решать социальные проблемы, развивать инфраструктуру и вкладываться в науку
Россия не позволит втянуть себя в войну, будь то война дипломатическая, пропагандистская или фактическая, — такое направление политики Владимира Путина видится главным после смены власти в Вашингтоне. Несмотря на множество алармистских прогнозов, которые сопровождали мир в последние месяцы, минувшая неделя показала стремление Москвы к разрядке.
Чрезвычайно миролюбивое президентское послание, обращенное в первую очередь к внутренним проблемам России. Приглашение заграничных партнеров к конструктивному сотрудничеству на климатическом саммите: Путин даже позвал иностранные компании выгодно инвестировать в стратегически значимую отрасль страны — электроэнергетику. Спецпредставитель президента США по вопросам климата Джон Керри немедленно отреагировал: «США считают, что Путин изложил на климатическом саммите прогрессивные идеи, позволяющие работать сообща». Вот такое развитие «звонка Байдена в Кремль».
Тем временем министр обороны России Сергей Шойгу объявил, что все цели контрольной проверки вооруженных сил завершены и войска отводятся с восточных границ в районы постоянной дислокации. «Война» отменяется. Каждая сторона получила свои выгоды от краткосрочной эскалации. Украинский президент обратил на себя внимание западных патронов. Американский лидер показал жесткость в отношении «коварной Москвы» и смог начать диалог с позиции силы. Закрытых на карантин европейцев убедили в реальности русской угрозы.
Российские игры мускулами, в свою очередь, предупредили масштабную кровавую провокацию в Донбассе, охладили горячие восточноевропейские головы в преддверии натовских учений и повлияли на отказ США от размещения кораблей в Черном море. Раунд окончен. Рубль укрепляется, рейтинги власти растут, инфляция замерла, а тревога уступает робкой надежде. Бестолковые и относительно малочисленные акции протеста только подчеркивают степень контролируемости российской внутренней политики.
Что до войны, то предчувствие ее скорого начала никуда не денется и будет усиленно разгоняться всеми мировыми пропагандистскими источниками. Предельная степень конфронтации становится главным фактором большой политики, больших денег и больших сделок. Страх войны будет условием узаконивания массы ограничительных и внеправовых решений, тем более что этот барьер — уважение к закону и мнению людей — государства перескочили в рамках борьбы с пандемией коронавируса.
Мировые державы, прежде всего европейские, уже два года живут в режиме осажденной крепости. Множащиеся страхи легко мотивируют население Запада переуступать государству часть своих прав и свобод. Россия же раньше других вошла в период жесткой внешней конфронтации — после воссоединения с Крымом, и сегодня люди демонстрируют усталость от сценариев закрытости и эскалации. И в Кремле, похоже, эту усталость хорошо понимают.
Мир по-горчаковски
Ожидания от послания президента были довольно радикальными — от войны с Украиной, признания ЛДНР, интеграции с Белоруссией до разворота пенсионной реформы, нового налога на сверхдоходы и даже объявления о досрочной отставке. Здесь вся палитра идей для раскачки ситуации в стране под сурдинку внешнего хаоса.
Вместо этого — консервативное обращение президента в двух частях. Первая — конкретная программа развития страны, преимущественно в краткосрочной перспективе до 2024 года. Вторая — внешнеполитическая, будто скомканная, насыщенная грозными, но пока очень общими предупреждениями для актуальных противников: «Красные линии будем определять сами». Буквально по-горчаковски: «Что же касается применения нашей материальной силы, то император оставляет за собой право решать этот вопрос».
Это цитата из знаменитой циркулярной депеши канцлера Горчакова от 21 августа 1856 года. Светлейший князь Александр Горчаков возглавил внешнеполитическую линию страны после поражения в Крымской войне. Тогда Россия долго приходила в себя, была лишена многих возможностей военностратегического характера и вместе с тем подвергалась разного рода агрессивным нападкам в европейской прессе и дипломатии.
В циркуляре Горчакова объяснялось, что теперь политика империи будет «национальна» и сосредоточена на «развитии внутренних ресурсов страны». «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается».
Теперь давайте сравним с цитатой из Владимира Путина: «Мы ведем себя в этой связи в высшей степени сдержанно, прямо, без иронии скажу, можно сказать, скромно. Часто вообще не отвечаем не только на недружественные акции, но и на откровенное хамство. Мы хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения. А мы видим, что происходит в реальной жизни: как я уже сказал, цепляют Россию то тут, то там без всяких причин. Мы действительно хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения, в том числе, кстати, и с теми, с кем отношения в последнее время у нас, мягко говоря, не складываются. Мы действительно не хотим сжигать мосты. Но если кто-то воспринимает наши добрые намерения как безразличие или слабость и сам намерен окончательно сжечь или даже взорвать эти мосты, должен знать, что ответ России будет асимметричным, быстрым и жестким».
Нам хотелось бы избежать прямых аллюзий с теми историческими событиями середины XIX века. Хотя ситуация на западных рубежах страны складывается не лучшим образом, являясь, по сути, результатом геополитического поражения после развала Советского Союза (куда более внушительного, чем по итогам Парижского трактата 1856 года). Демарш Чехии, обвинившей российские спецслужбы в лице легендарных Петрова и Боширова в причастности к взрывам на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году, привел не только ко взаимной высылке дипломатов и фактическому обнулению дипотношений. Но и вызвал «эффект домино» в соседних восточноевропейских странах: они последовали примеру чехов. Пока речь идет лишь о Польше и Словакии. Само собой, подключились и прибалтийские лимитрофы. В дальнейшем конфликт имеет перспективу развития до Брюсселя, где уже потребовали доказательств причастности российских лиц к диверсии.
Вне зависимости от контекста событий мы наблюдаем стремительное формирование на западных рубежах страны антироссийского блока государств, которые от прежней вербальной русофобской риторики переходят к фактическому противостоянию с Москвой. С учетом потери Украины и дестабилизации в Белоруссии (где едва не дошло до физического устранения Александра Лукашенко заговорщиками) мы имеем катастрофическую геополитическую перспективу с обнаженным левым флангом обороны границ.
Мир как будто возвращается в 1948 год, в преддверие принципиального разделения Европы на два лагеря холодной войны. Но эти исторические аналогии мнимые, как бы ни хотели нас убедить в обратном. Новую многополярную реальность лучше всего демонстрирует Турция, легче остальных отринувшая догмы прошлого века. Реджеп Эрдоган показывает, что играть можно только за себя, дружить и предавать в зависимости от конъюнктуры. Есть ощущение, что Россия многому научилась у этого восточного партнера и в последние годы показывает, что действительно готова отвечать только за себя и свои интересы. В том числе с союзниками, которые вольны сами выбирать сторону. Но при неправильном выборе терять — например, Карабах.
И конечно, восточноевропейским коллегам, следующим в фарватере американской политики, следует помнить о географии и уроках истории.
Владимир Путин ничего не сказал об этих актуальных событиях на внешнем фронте и был очень красноречив в своей недосказанности. Наверняка с президентским посланием тянули в ожидании более ясной картины мира от Джозефа Байдена. Но, кажется, звонок американского президента российскому коллеге означал лишь то, что в Штатах и сами не очень понимают, куда идет вся эта последовательная деградация системы международных отношений, и очень бы хотели понимания, пусть даже от русских. Но где сегодня проходят те самые искомые «красные черты» для каждого государства, никто не знает. Это раньше было просто разделить мировую карту по территориальным границам. Сегодня войны идут в интернете и медиа, технологиях и торговых барьерах, в санкциях или вооружениях. Они экстерриториальны, и, как сказал Путин, их границы определяются в каждом случае отдельно.
В итоге Москва решилась на ситуативную разрядку в преддверии нового скандала с восточноевропейскими партнерами, а в послании возникли параллели с горчаковской депешей. Ведь на фоне общей предвоенной обстановки, по сути, ничего иного и не остается, кроме как сосредоточиваться и обращаться к внутреннему развитию.
Поддержим регионы
«Внутренняя» часть послания президента выглядит не как стратегическая программа на годы развития и согласований, а является скорее набором указов и решений, согласованных с правительством. Экономическая часть и вовсе взята из Стратегии социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 года — кабинет министров усиленно работал над ней все последние месяцы. Большая часть поручений ограничена 2024 годом. Экспрессплан развития страны, который в случае буквального исполнения даст стране хороший по темпам экономический рост. Весь вопрос — в эффективности госполитики и правительства.
В «постковидной» реальности выраженный социальный характер послания и не мог быть иным: по сути, Владимир Путин ответил на все основные беспокойства граждан согласно социологическим замерам. Основной упор пришелся на поддержку образования и здравоохранения. В социальной политике нашлись идеи и для многодетных семей, матерей-одиночек, новых разовых и постоянных выплат. Обещана поддержка малому и среднему предпринимательству.
Решает послание и чисто технологическую задачу: накануне выборов формирует содержательную политическую повестку для партии власти, причем все привязано к «земле» — новые «скорые», школьные автобусы, бюджетные места в вузах, бесплатная газификация, развитие пединститутов, благоустройство. Все это предметные задачи, параметры которых будут обсуждать на местах с будущими депутатами (конечно, с теми, у кого есть возможность эти привилегии пролоббировать). А под выборы, ближе к осени, должны прийти и некоторые прямые выплаты, например для сбора детей в школы.
«Региональный» блок, направленный на снижение долговых обязательств регионов и новые инфраструктурные кредиты под конкретные проекты (метро, мосты, дороги), — реверанс не только избирателям, но и региональным элитам под грядущие политические кампании.
Избыточная централизация бюджетной системы страны — хроническая проблема: у субъектов федерации, не говоря уже о районах и муниципалитетах, отсутствует сколько-нибудь значимая доходная база, равно как и полномочия по ее расширению. За исключением узкой группы регионов-доноров большинство субъектов имеют постоянный дефицит бюджета, для покрытия которого привлекаются кредиты. Иногда бюджетные, чаще коммерческие.
По оценке Минфина, на конец 2020 года совокупный долг российских регионов достиг почти 2,5 трлн рублей, а совокупный дефицит региональных бюджетов за 2020 год — порядка 677 млрд рублей (в 2019 году дефицит составил всего 16 млрд рублей, а в 2018 году наблюдался профицит в 492 млрд рублей). По данным АКРА, в 2020 году совокупный долг российских регионов впервые с 2016 года вырос. По сравнению с 2019 годом рост составил 18%.
«На 1 апреля 2021 года суммарный долг субъектов РФ достиг 40 процентов их собственных доходов (без учета трансфертов). Для сравнения: на 1 января 2020 года этот показатель составлял 30,5 процента. Для большинства регионов самая распространенная форма заимствований — бюджетные кредиты. Именно на них сейчас приходится порядка 46 процентов суммарного госдолга субъектов РФ. Еще 31 процент приходится на выпуски ценных бумаг, а на кредиты кредитных организаций приходится только 21 процент. В 12 субъектах доля кредитов в госдолге превышала половину. В Псковской области на банковские кредиты приходилось 78,6 процента госдолга, в Хабаровском крае — 66,7 процента и так далее», — говорит замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.
Президент решил существенно ослабить долговую нагрузку регионов, таким образом дав им принципиальную возможность поучаствовать в организации экономического роста. Именно так можно трактовать выдвинутые Путиным меры поддержки: оздоровление бюджетов субъектов федерации, с одной стороны, и инфраструктурные бюджетные кредиты регионам — с другой.
По первой части президент предложил заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года весь объем самого тяжелого в обслуживании коммерческого долга субъекта федерации, превышающий 25% его собственных доходов. Кроме того, Путин предложил реструктурировать бюджетные кредиты, которые были предоставлены регионам в прошлом году для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии. Срок их погашения истекает 1 июля, и президент России предложил их также пролонгировать до 2029 года.
На следующий день после послания Минфин сообщил, что общий объем поддержки закредитованных регионов составит в 2021 году до 176 млрд рублей, это позволит сократить расходы на обслуживание государственного долга субъектов более чем на 20 млрд рублей в год.
«Распечатаем» инфраструктуру
Второй блок инициатив главы государства предполагает предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов по ставке не более трех процентов годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 года планируется выделить таких инфраструктурных кредитов на общую сумму не менее 500 млрд рублей. «Принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов», — пояснил Путин. Президент также отдельно подчеркнул, что инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне.
В качестве примеров региональных инфраструктурных проектов, которые могут быть реализованы благодаря новым инфраструктурным кредитам, президент России назвал Северный широтный ход (это важная железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе), продолжение работы над строительством метро в Нижнем Новгороде и обновление системы транспорта в Челябинске на базе проекта строительства метрополитена.
Опрошенные нами эксперты отметили, что срок региональных инфраструктурных кредитов адекватен протяженности проектов, а ставка хотя и выше, чем ставка по традиционным бюджетным кредитам (3% против 0,1%), все же очень низкая в сравнении с рыночными ставками.
Стоит отметить, что в 2020 году Минфин уже продлил регионам срок погашения задолженности по бюджетным кредитам в сумме более 800 млрд рублей и в декабре предоставил им бюджетные кредиты в объеме 224 млрд рублей. С учетом этих 224 млрд рублей (их тоже пролонгировали до 2029 года) и 500 млрд на инфраструктурные кредиты общая сумма по новым мерам поддержки регионов составляет 900 млрд рублей.
Среди ожидавшихся сенсаций путинского послания в экономической части многие наблюдатели называли конкретный объем и направления «распечатывания» заветной нефтегазовой кубышки — Фонда национального благосостояния (ФНБ). Мы умудрились оставить фонд почти неприкосновенным даже в прошлом пандемийном году — все средства, необходимые для покрытия дефицита бюджета, занимались в рублях с внутреннего рынка; правда, этим мы, еще и на фоне покидавших рублевый долг РФ иностранцев, сильно разогрели рынок, что стало одной из технических причин перехода Банка России к циклу повышения ключевой ставки. Но зато ликвидная часть ФНБ уже заметно превышает зафиксированный в Бюджетном кодексе порог 7% ВВП, а значит, эту дельту мы можем — даже Минфин уже согласен — пустить на инфраструктурные инвестиции.
Но президент в этой части не сказал ничего программного, ограничившись обещанием, что «мы выделим средства из Фонда национального благосостояния на опорные магистрали», и упомянул только один конкретный проект: «Прежде всего нужно форсировать уже идущее строительство скоростной автомагистрали Москва—Казань и, более того, продлить ее до Екатеринбурга, завершить этот проект за три года. Таким образом, в 2024 году с учетом действующей трассы Москва—Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала».
И вот это продление М-12 до Екатеринбурга точно является сенсацией. Хотя бы потому, что успеть построить трассу даже до Казани к указанному президентом сроку будет очень трудно. До этого строительство было принято вести не по процедурам сложной и дорогой модели концессии, а в рамках бюджетного подряда (тем не менее трасса будет платной для автомобилистов — почему, читайте в материале «Тихая инфраструктурная революция» в «Эксперте» № 43 за 2020 год). А теперь президент поставил задачу в те же сроки построить почти такую же по протяженности магистраль (длина дороги Москва—Казань — 794 км, а от Казани до Екатеринбурга — 786 км). Главнокомандующий любит устраивать внезапные проверки боевой готовности российских вооруженных сил различных округов. Здесь же можно сказать, что Путин устроил жесткую проверку дееспособности отечественной отрасли инфраструктурного строительства. Задача осложняется тем, что вокруг новой трассы идет лоббистская схватка интересантов, в результате чего даже окончательная трассировка новой дороги Казань—Екатеринбург пока не утверждена.
Но «приз» достойный. На кону — резкое улучшение транспортной доступности Екатеринбургской агломерации с численностью населения 2,3 млн человек. Плюс масса мультипликативных эффектов как от самой стройки, так и от масштабирования бизнесов, находящихся вдоль трассы и в конечных ее точках.
Наука: приоритеты
Самый главный повод в стране для гордости международного значения — создание вакцин против нового коронавируса, по крайней мере одна из них, «Спутник V», получила мировое признание. «Эти и многие другие достижения последних лет — прямое воплощение растущего научного и технологического потенциала страны», — отметил президент. Кроме того, этот год объявлен Годом науки и технологий, так что можно было ожидать, что в послании будет специальная часть, посвященная науке как таковой.
Президент сказал, что расходы федерального бюджета на науку в ближайшие три года составят 1 трлн 630 млрд рублей. Тут нет сенсации: это немного меньше, чем бюджет науки 2021 года, умноженный на три, то есть бюджетные расходы на науку расти не будут.
Но зато Владимир Путин заявил, что будут запущены «инновационные программы по направлениям, критически важным для развития страны», которые «получат статус проектов государственного значения». Очевидно, в этих проектах будет предусмотрено не только госфинансирование.
Президент назвал «для примера» три таких проекта. Но несмотря на то, что это только примеры, направления, упомянутые в послании, имеют значительно лучшую бюрократическую перспективу, чем не названные.
Первое направление прямо связано с главной темой года — пандемией — и обозначено как «надежный щит в сфере санитарной и биологической безопасности». Поскольку речь идет именно о безопасности, например о задаче «в течение четырех дней, именно в течение четырех дней, разработать собственные тест-системы и в самое короткое время создать эффективную отечественную вакцину, приступить к ее массовому производству», то, скорее всего, были проанализированы не только успехи в создании вакцин, но и проблемы с разворачиванием производства, зависимостью от иностранных комплектующих, биореакторов, оборудования.
Кроме того, западные РНК-вакцины технологически приспособлены к любой новой инфекции, достаточно «вставить» другую РНК в те же липидные частицы. Тогда как более традиционные технологии требуют длительной разработки вакцины. Очевидно, что и России нужно быть готовой быстро отреагировать на появление и новой пандемии, и принципиально новых штаммов коронавируса — опасен мир, в котором одна его часть защищена от биоугрозы, а другая — нет. Кроме того, программа должна стимулировать финансирование новых формул лекарств от широкого спектра болезней; отдельно президент упомянул антибиотики, но очевидно, что надо вкладываться и в принципиально новые антивирусные препараты.
Второй приоритет — новая энергетика, в том числе отдельно упомянутая водородная. Этот пункт понятен и не нов. В прошлом году правительство утвердило план мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». Действительно, в водородной энергетике, в отличие от «энергетики аккумуляторов», у нас есть все шансы на мировое лидерство, исходя из наличия разработок. Водород как топливо не загрязняет атмосферу (при его сжигании получается вода), но при этом его использование технологически может быть решено в более удобных и привычных формах.
Третий — экология. Это тоже не новая часть научных приоритетов, экологическим темам посвящена значительная часть действующей Стратегии научно-технологического развития. Но и упомянутая в президентском послании авария в Норильске, и международное обсуждение, и экономический здравый смысл (у нас одна из самых энергоемких экономик) делают упоминание этого приоритета уместным и, вероятно, способствуют вложениям в научные разработки крупных компаний, особенно тех, кто ответственен за вред экологии.
Многих удивило отсутствие в числе приоритетов искусственного интеллекта, большой физики с объектами мегасайенс и других направлений, объявленных ранее. Но президент оговорился, что это только примеры, и хочется верить, что начатые ранее программы в области науки и технологий не будут забыты.
Поручения президента в Послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года
Здравоохранение
- Расширить программы диспансеризации и профилактических осмотров.
- Поставить еще 5000 новых «скорых» в сельскую местность, поселки городского типа и малые города.
Социальная политика
- Детям от 8 до 16 лет, растущим в неполном семье, назначить выплату в размере 5650 рублей.
- Для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности и находящихся в трудной материальной ситуации, назначить выплату в размере 6350 рублей.
- Больничный по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет оплачивать в размере 100% от заработка.
- Обеспечить единовременную выплату семьям c детьми-школьниками в размере 10 тыс. рублей.
- Взыскание алиментов проводить по облегченной и дистанционной процедуре.
- Социальное казначейство перевести в режим «одного окна».
Экономика (государственный сектор)
- Весь объем коммерческого долга субъектов федерации, превышающий 25% его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года.
- Провести реструктуризацию бюджетных кредитов, которые были предоставлены регионам в 2020 году в связи с пандемией. Срок погашения таких кредитов пролонгировать до 2029 года.
- Ввести инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и со сроком погашения 15 лет.
- Через три года построить скоростную автомагистраль Санкт-Петербург — Москва — Казань — Екатеринбург.
- Обязать «Дом.РФ» выдавать займы застройщикам по ставке 3–4% годовых.
- Начать бесплатную газификацию домохозяйств, расположенных рядом с газовой инфраструктурой.
Экономика (частный сектор)
- Снять все валютные ограничения для несырьевых экспортеров.
- Страховые взносы сохранить на уровне 15%.
- Подготовить новые меры поддержки предпринимательства.
Образование
- Поручить ВЭБ построить 1300 новых школ.
- Закупить 16 тыс. школьных автобусов.
- Ввести доплату 5000 рублей для кураторов учебных групп техникумов и колледжей.
- Выделить 10 млрд рублей на капитальный ремонт и техническое оснащение педагогических вузов.
- Создать еще 45 тыс. бюджетных мест в российских вузах.
Культура
- Выделить 24 млрд рублей на обновление домов культуры, библиотек, музеев в сельской местности и в малых городах России.
- Профинансировать более 1500 творческих команд
Наука
- Не менее 100 вузов должны получить гранты от 100 млн рублей для студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов, обновление учебнолабораторной базы и программ обучения.
- Выделить свыше 1,6 трлн рублей на гражданские и фундаментальные исследования.
- Создать инновационные программы в сферах санитарной и биологической безопасности, энергетики, изменений климата.
Экология
- Установить финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда и за рекультивацию промплощадок.
- Запустить механизм ответственности производителей и импортеров за утилизацию товаров и упаковки.
- «Окрасить» экологические платежи, поступающие в федеральный бюджет, чтобы направить их затем на экологию.
- Распространить систему квотирования вредных выбросов на все города России.
- Подготовить план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования, производства и внедрения передовых энергоэффективных материалов.
Туризм
- Возвращать 50% стоимости путевки при поездке детей в летний лагерь.
- Запустить пилотные проекты для студенческого туризма.
- Сделать так, чтобы электронную визу для поездок в Россию можно было получить дистанционно за четыре дня.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl