Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

ЭкспертHi-Tech

МАКСимальный отрыв

На Международном авиакосмическом салоне российские авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня. Более того, у них есть амбиции опередить конкурентов

Николай Ульянов

Глава ОАК Юрий Слюсарь (слева) обещает, что первый полет Checkmate совершит в 2023 году

«Вот именно этот самолет и поднимется в воздух в 2023 году» — Юрий Слюсарь, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), показывает на стоящий за ним российский многофункциональный однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate. После того как «Ростех» анонсировал презентацию этой машины на МАКС-2021, в публичном поле появилась множество комментариев на тему «мультики нам уже показывали, теперь покажут полномасштабный макет самолета, какой прогресс, а-ха-ха!»

«Это не макет и не демонстратор, — утверждает глава ОАК. — Меньше чем через год у нас будут закончены статические испытания, и мы выйдем на первый вылет. Наша задача состоит в том, чтобы предложить заказчикам серийный самолет начиная с 2026 года».

Сыграть свою партию

Checkmate стал главным событием МАКС-2021. Это инициативная разработка ОАК, которую корпорация финансировала за счет собственных средств, а весь процесс занял чуть больше года. Сокращению сроков реализации проекта способствовало применение суперкомпьютерного моделирования и проведение виртуальных испытаний. Но главное — использование задела, полученного в работе над самолетом Су-57, для создания фактически его однодвигательной версии.

В презентационном ролике среди прочего заявлено, что Checkmate способен нести 7,4 тонны вооружений, маневрировать с нагрузкой 8G, развивать максимальную скорость в 1,8 Маха. Он может одновременно держать «на прицеле» до шести целей даже при наличии сильных электронных помех, а его комплекс радиоэлектронной борьбы не позволяет противнику применить вооружение. Искусственный интеллект выполняет роль второго пилота и позволяет летчику сконцентрироваться на применении вооружений. Дальность полета — около трех тысяч километров.

Как говорит Юрий Слюсарь, идея родилась от экономики: «На наш взгляд, на рынке представлено много однодвигательных самолетов. Но нет тех, которые были бы под силу покупателям из Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки, стран Европы. Им нужен недорогой самолет, который они могли бы сконфигурировать под свои задачи. Checkmate — самолет открытой архитектуры, и это является тем конкурентным преимуществом, которым должен обладать современный самолет». Кроме того, на базе единой авиационной платформы создается беспилотная версия машины. Также в планах ОАК разработка морской версии истребителя.

По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, цена на Checkmate будет находиться в пределах 25–30 млн долларов, а стоимость летного часа ожидается в шесть-семь раз ниже, чем у F-35. Этот американский самолет пятого поколения, кстати говоря, стоит порядка 80 млн долларов.

В ОАК Checkmate считают принципиально иным, нежели F-35, отказывая последнему даже в праве называться аналогом, поскольку у российского истребителя «больше скорость, больше дальность, больше грузоподъемность, лучше малозаметность».

Как заявил Юрий Слюсарь, бизнес-план предполагает, что в течение пятнадцати лет будет продано 300 Checkmate.

Для сравнения: к середине этого года выпущено более 660 единиц различных модификаций F-35, который совершил первый полет в декабре 2006 года. Существующий план закупок рассчитан более чем на 3500 этих машин. Львиная доля — почти 2500 самолетов — приходится на вооруженные силы США. Что касается российских ВКС и спроса с их стороны на Checkmate, то здесь, как говорят в ОАК, есть надежда, что «интерес к этой платформе будет проявлен».

Кого хочешь выбирай

Интерес к самолетам Sukhoi Superjet 100 проявили российские авиакомпании. В первый день МАКСа были подписаны контракт и соглашения о поставках 58 таких машин.

Компания «ПСБ Лизинг» заключила твердый контракт на покупку 15 самолетов, которые затем будут переданы в аренду авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлот». Передача состоится до конца этого года. В планах группы «Аэрофлот» — сделать авиакомпанию «Россия» крупнейшим по количеству эксплуатируемых самолетов отечественного производства перевозчиком в стране. В том числе за счет передачи «России» ранее закупленных «Аэрофлотом» самолетов Sukhoi Superjet 100. В настоящее время в парке «России» 36 этих машин, до конца года, как заявляется, их станет 66. Ранее сообщалась, что в планах «России» — довести количество Sukhoi Superjet 100 в своем парке до 150 единиц, а самолетов МС-21 — до 85. Предполагается, что первый МС-21 встанет в расписание авиакомпании уже летом следующего года, в связи с чем она начала готовиться к эксплуатации этих машин.

Соглашения о намерениях на поставку заключили авиакомпании Red Wings (25 самолетов; поставка в 2021–2022 годах), авиакомпания «Азимут» (десять самолетов, поставка до 2026 года) и авиакомпания «Аврора» (восемь самолетов, поставка в период с 2022 по 2024 год). В последнем случае эксплуатировать Sukhoi Superjet 100 будет Единая дальневосточная авиакомпания, создаваемая на базе авиапредприятий ДФО.

Поскольку объем производства самолетов Sukhoi Superjet 100 в этом году составит 23 единицы, а в следующем — 18, в 2022-м заказчикам будут переданы десять самолетов, ранее бывших в эксплуатации. Очевидно, речь идет о машинах, возвращенных иностранными компаниями, которые отказались от их эксплуатации из-за проблем со своевременным сервисным обслуживанием.

Как рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, сегодня пропорция иностранных и российских комплектующих в самолете Sukhoi Superjet составляет 70 на 30 и стоит задача перевернуть ее, заместив зарубежные системы российскими. Речь идет прежде всего о двигателе ПД-8, который может по желанию заказчика устанавливаться на этот самолет вместо двигателя SaM146, разработанного совместным предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») и французской компанией Snecma.

В корпорации «Иркут» (производитель Sukhoi Superjet и МС-21, входит в ОАК) ожидают, что первый опытный образец ПД-8 они получат в конце 2022 года, чтобы в начале 2023-го начать опытные полеты, а в конце года сертифицировать самолет с новым двигателем. Это будет уже Sukhoi Superjet New, где количество иностранных комплектующих ожидается на уровне названных министром цифр.

«Мы сегодня ведем работу по замене всех основных систем, — рассказал директор филиала “Региональные самолеты” корпорации “Иркут” Олег Гуляев. — По сути, мы получим самолет в ином облике, при этом будет существовать возможность выпускать его как на иностранных компонентах, так и с российскими компонентами».

Такая же схема предполагается и для МС-21, где американский двигатель от Pratt & Whitney может быть заменен на российский ПД-14.

При этом на обновленный Sukhoi Superjet не планируется устанавливать композитное крыло, как это делается на самолете МС-21. И дело не только в его более высокой стоимости.

«Опыт эксплуатации региональных самолетов, у которых высокая частота взлетов и посадок, показывает, что делать композитное крыло нецелесообразно, поскольку нагрузка более высокая и стандартное металлическое крыло более надежно», — объяснил Олег Гуляев.

Забытое старое

Правительство намерено поддержать продажи отечественной авиатехники. Как заявил Денис Мантуров, на эти цели из Фонда национального благосостояния в ближайшие три года будет выделено более 200 млрд рублей под 1,5% годовых. Всего же, по словам министра, до 2030 года объем закупок авиационной техники составит около 2,5 трлн рублей.

Предполагается также продолжить финансирование перспективных разработок. Здесь главное направление — снижение выбросов СО авиатехникой за счет использования новых силовых установок. Речь прежде всего идет об электричестве. На МАКСе ОДК представила макет гибридной силовой установки (ГСУ), в составе которой газотурбинный двигатель, электрогенератор, электродвигатели, блок силовой электроники и аккумуляторы. В планах — разработка демонстратора ГСУ мощностью 500 кВт на базе двигателя ВК-650В к 2023 году. Такие агрегаты в дальнейшем могут устанавливаться на легкие многоцелевые вертолеты, беспилотные летательные аппараты взлетной массой от двух до восьми тонн, самолеты местных воздушных линий, аэротакси, летательные аппараты вертикального взлета и посадки.

Примерно такая же схема, только с применением высокотемпературной сверхпроводимости от российской компании «СуперОкс» использована на демонстраторе технологий на базе самолета Як-40 (см. «Электричество встает на крыло», «Эксперт» № 22 за 2020 год). Сверхпроводящий электродвигатель мощностью 500 кВт здесь запитывается от генератора, который, в свою очередь, раскручивается газотурбинным двигателем. Демонстратор прошел наземные испытания и готовится к летным.

Самолет «Сигма-4» — полностью электрический. Источник энергии — литий-ионные аккумуляторы. Он также может быть оснащен и водородными топливными элементами. Предполагается, что уже в следующем году он взлетит на «водороде».

Надо сказать, что еще в 1988 году на базе самолета Ту-154 была создана летающая лаборатория Ту-155, и один из ее двигателей работал на жидком водороде, который использовался вместо керосина. Однако дальнейшего развития эта технология тогда не получила, хотя и была применена впервые в мире.

Спустя три десятилетия Россия снова возвращается к использованию водорода в качестве энергии для авиатехники. ОКД в ходе МАКС-2021 объявила о старте программы по разработке авиадвигателей на водородном топливе. «Мы рассматриваем две основные технологии: непосредственное сжигание водородного топлива в модифицированных газовых турбинах и электрохимическое преобразование топлива в электрическую энергию с использованием топливных элементов», — сообщил генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. Как долго продлятся опытно-конструкторские работы, в какие сроки могут быть представлены агрегаты и какова стоимость проекта, не сообщается.

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис

Транспортный коллапс в Суэцком канале

Эксперт
Все, что «неверному» нужно знать об исламе Все, что «неверному» нужно знать об исламе

В честь какого праздника мы решили написать научно-популярную статью об исламе?

Maxim
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Как сложились жизни звезд культового клипа Belle: Светиковой, Петкуна и других Как сложились жизни звезд культового клипа Belle: Светиковой, Петкуна и других

Личная жизнь звезд из клипа Belle

Cosmopolitan
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
5 важных книг о любви к себе 5 важных книг о любви к себе

Книги с практическими упражнениями, советами, которые научат заботиться о себе

Psychologies
Пена уже осела Пена уже осела

Инновации в производстве сэндвич-панелей

Эксперт
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Бедные англичане остановятся на «Светофоре» Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

Эксперт
Mitsubishi Eclipse Cross. Не изменяя принципам Mitsubishi Eclipse Cross. Не изменяя принципам

Внешний вид Mitsubishi Eclipse Cross стал ещё круче и интереснее

4x4 Club
На секретной службе Её Величества На секретной службе Её Величества

Мы знаем о разведчиках, работавших на СССР, но были и обратные примеры

Дилетант
10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них! 10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них!

Популярные запреты и правила, которым не стоит следовать

Cosmopolitan
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Цветок забвения Цветок забвения

Иван-чай узколистный — многолетнее травянистое растение из семейства Кипрейные

Наука и жизнь
Почему Tinder подсовывает анкеты девушек, которые тебе не нравятся? Почему Tinder подсовывает анкеты девушек, которые тебе не нравятся?

Ученые выяснили, кто виноват в том, что тебе не нравятся анкеты девушек в Tinder

Maxim
Тамара Романова Тамара Романова

В России живут трое праведников, 99-летняя Тамара Григорьевна — в Петербурге

Собака.ru
Нервничаете перед «выходом в люди»? Вот что может помочь Нервничаете перед «выходом в люди»? Вот что может помочь

Вам предстоит большое совещание или корпоратив? Как подготовиться к событию

Psychologies
Мать сказала, что завтра возьмет меня на завод Мать сказала, что завтра возьмет меня на завод

Рассказ Оксаны Васякиной, в котором мама впервые берет дочку на завод

Esquire
В поисках радости В поисках радости

Что ещё сделать с собой, чтобы стать лучше, эффективнее, быстрее, выше, сильнее?

Домашний Очаг
Не «Черной вдовой» единой: 6 самых важных супергеройских фильмов с женщинами в главных ролях Не «Черной вдовой» единой: 6 самых важных супергеройских фильмов с женщинами в главных ролях

Хронология борьбы супергероинь за центральное место на большом экране

Playboy
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Питание ребенка до года: как совместить прикорм и кормление грудью? Питание ребенка до года: как совместить прикорм и кормление грудью?

Врач-педиатр — о том, как совместить грудное вскармливание и «взрослое питание»

9 месяцев
Носить нельзя отказаться: чего на самом деле стоят меховые изделия Носить нельзя отказаться: чего на самом деле стоят меховые изделия

Разве красота требует таких жертв?

Playboy
Накопленные человечеством знания исчезают из-за «битых» ссылок — страдают даже научные статьи и документы Накопленные человечеством знания исчезают из-за «битых» ссылок — страдают даже научные статьи и документы

Почему интернет портится со временем и как решают проблему учёные и технологи

VC.RU
Отдохнули в реальности Отдохнули в реальности

Биржи на отвлеклись от новых технологий и переключились на традиционный сектор

Эксперт
Битва за плиту: почему большинство шеф-поваров — мужчины и как изменить эту ситуацию Битва за плиту: почему большинство шеф-поваров — мужчины и как изменить эту ситуацию

C какими препятствиями сталкиваются женщины, строящие карьеру в индустрии еды

Forbes
«День, когда я прикоснулась к незнакомцу» «День, когда я прикоснулась к незнакомцу»

Наша читательница делится своим необычным интимным опытом.

Psychologies
Меняем биоритмы: можно ли из совы стать жаворонком и не пожалеть Меняем биоритмы: можно ли из совы стать жаворонком и не пожалеть

Можно ли изменить свои биоритмы и научиться легко вставать в 6 утра?

Cosmopolitan
Костры и пытки: как инквизиция вынесла смертный приговор всем жителям Нидерландов Костры и пытки: как инквизиция вынесла смертный приговор всем жителям Нидерландов

Инквизиция распространилась по всей Европе и забрала множество жизней

Вокруг света
От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино

Как менялись персонажи из России в массовой культуре в течение последних 70 лет

Forbes
Открыть в приложении