В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

МонокльHi-Tech

Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий, позволяющих победить неизлечимые прежде болезни. Но без государственной поддержки дорогая медпомощь окажется недоступной для большинства пациентов

Александр Лабыкин

Сеченовский университет в феврале этого года открыл первый в стране Проектно-производственный центр БМКП для создания клеточных продуктов. Фото: предоставлено Сеченовским университетом

«В России первыми в мире научились полностью заживлять суставы… Появился первый в стране метод восстановления барабанной перепонки и голоса… Кожа теперь вырастает сама…» — в этих сообщениях речь идет о принципиально новом методе терапии — биомедицинских клеточных продуктах. С их помощью удается восстановить утраченные ткани или органы человека, не поддающиеся лечению традиционными методами. Сейчас у нашей страны есть все шансы стать лидером в этой области: в прошлом году, после упрощения закона о биомедицинских клеточных продуктах (БМКП), научные институты хором заявили о новых разработках, почти готовых к внедрению в клиническую практику.

Одним из первых стал Сеченовский университет, который в феврале 2025 года открыл первый в стране Проектно-производственный центр БМКП для создания клеточных продуктов и масштабирования технологии на разные направления.

Кроме того, «Генериум» — единственная из фармкомпаний, зарегистрировавшая коммерческий биомедицинский клеточный продукт в стране, — уже предлагает лечение коленных суставов с помощью новой методики. Правда, такая терапия стоит около миллиона рублей, поэтому из тысяч потенциальных пациентов лишь единицы в состоянии ее оплатить. Но, как стало известно «Моноклю», в Минздраве уже обсуждают возможность софинансирования лечения методом БМКП из бюджета, что, безусловно, поможет пациентам и позволит создать и развивать отрасль клеточной медицины.

Клеточный прорыв

Выпуск биомедицинских клеточных продуктов, стартовавший в феврале на базе Проектно-производственного центра в научно-технологическом парке биомедицины Сеченовского университета, называют настоящим прорывом. Это второе по счету (после фармкомпании «Генериум») производство БМКП в России, но знаковое, поскольку речь идет о тиражировании лечения на основе новой методики. «Развитием этого направления мы занимаемся уже почти десять лет и теперь, благодаря соответствующим изменениям в законодательстве, можем предложить инновационное лечение, в первую очередь пациентам с ЛОР-патологиями, а в перспективе — восстановление при травмах, различных заболеваниях, после операций, — сказал на открытии предприятия ректор Сеченовского университета академик РАН Петр Глыбочко. — Возможности хирургии далеко не всегда позволяют в достаточной степени восстановить поврежденные ткани, а с помощью БМКП мы запускаем процесс регенерации и возвращаем ткань к ее исходному состоянию».

Биомедицинские клеточные продукты — это, по сути, ткани человека (самого пациента или донора), выращенные в пробирке и затем размноженные в биореакторе посредством вспомогательных компонентов. Их организуют в заданную структуру посредством особого матрикса и доставляют к травмированному месту с помощью специальных «транспортных веществ», как правило гидрогелей. Размноженные клетки вводят в тело шприцем, как в случае с суставными хрящами, либо накладывают уже сформированные фрагменты биоткани на пораженные органы, как при ожогах и травмах. Это исключительно индивидуальная терапия, требующая нескольких этапов: обследования пациента, взятия образца клеток (или заказа их в донорском банке), изготовления БМКП, трансплантации ткани или клеток, а затем их приживления и последующей реабилитации.

В отличие от синтетических аналогов БМКП ускоряют процессы заживления, повышая шансы больного на полное восстановление поврежденных тканей или органов. Во многих случаях такое лечение оказывается безопаснее и эффективнее, чем известные методы, а порой это единственный способ вернуть человеку утраченную функцию.

В мире исследования в области БМКП ведутся уже более 30 лет; в России также имелась сильная фундаментальная школа, опыт которой не получил тогда продолжения, зато ее разработки легли в основу модного в пищевой индустрии «мяса из пробирки». Но с появлением биопринтинга, анализаторов и других средств выращивания живых тканей и сосудов БМКП сразу вырвались на новый этап развития — как в мире, так и в России.

На сегодня зарегистрированы единичные клеточные продукты универсального действия (на основе донорских клеток или составляющих крови) от таких высокотехнологичных компаний, как Novartis, Johnson & Johnson, Gilead Sciences, BMS, и ряда стартапов научных центров. Наиболее известны технологии «живой кожи» для лечения ран. Некоторые западные корпорации пытались зарегистрировать свои БМКП в России в 2021 году, но санкции спутали их планы. К тому же российское правительство решило упростить правила разработки, производства и клинического применения клеточных продуктов.

Первый закон в этой сфере был принят в стране в 2016 году. Тогда в его основу легли жесткие международные стандарты, поэтому документ не столько способствовал развитию нового направления медицины, сколько сдерживал его регламентами: долгими бюрократическими процедурами регистрации и проверки клеточных линий, генетических данных пациентов и т. д. Но ввиду санкционного давления от ряда прежних требований решили отказаться. И вот благодаря упрощению в прошлом году закона о биомедицинских клеточных продуктах стало возможно появление первого в стране производственного центра БМКП. Другие научные центры тоже активизировали свою работу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На крыльях стрекозы На крыльях стрекозы

Бренд Dragonfly стал лидером на российском рынке экипировки для отдыха

Forbes
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Обманный маневр Обманный маневр

«Ведомости. Спорт» вспоминает громкие случаи мошенничества в мировом спорте

Ведомости
Суверенитет дороже денег Суверенитет дороже денег

Россия не имеет полной цепочки производства редкоземельных металлов

Монокль
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
6 советов женщине, муж которой не хочет детей 6 советов женщине, муж которой не хочет детей

Вы всегда мечтали стать матерью, а ваш партнер хочет «пожить для себя»?

Psychologies
Ветер гуляет Ветер гуляет

«Инженерное» жилье, где техническая составляющая превалирует над декором

SALON-Interior
Рынок логистики вступил в полосу невезения Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

Монокль
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Развлекая, вовлекай Развлекая, вовлекай

Как женщины создают мир, где новое поколение раскрывает таланты

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
5 маленьких дел, которые повысят производительность и поднимут настроение 5 маленьких дел, которые повысят производительность и поднимут настроение

Как мы можем повысить уровень своего счастья всего за несколько минут?

Inc.
Любовь и магия Любовь и магия

Даже если жизнь делает из вас Золушку, помните: внутри себя вы принцесса

Новый очаг
Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь

Как программа «12 шагов» помогает избавиться от зависимости?

Psychologies
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Россияне распробовали фитнес-нагрузку Россияне распробовали фитнес-нагрузку

Как трансформировалась фитнес-индустрия в России?

Монокль
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим

Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим — о токсичности моды и русском фото в мире

Собака.ru
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

За 15 лет видение о том, каким должен быть Ту-204, несколько раз менялось

ТехИнсайдер
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой

Денис Власенко уверен — творчество должно рождаться из счастья, а не из горя

Караван историй
Коля Николай Коля Николай

Почему мужчины довольствуются серыми худи и черными кроссовками

СНОБ
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Открыть в приложении