Обратного пути не будет

Новые поправки к закону о торговле

ЭкспертБизнес

Обратного пути не будет

Новые поправки к закону о торговле, которые вводят запрет сетям возвращать нераспроданный товар, ужесточат работу ритейла и поставщиков. Но в этом сегодня нет никакого смысла

Вера Кузьмина

На днях Госдума приняла вторые поправки к Федеральному закону «Об основах госрегулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которые запрещают торговым сетям возвращать поставщику не реализованные в розничной сети продовольственные товары (первые поправки были приняты в конце 2016 года). Речь идет о запрете ритейлерам заключать договор на возврат поставщику не распроданных вовремя продовольственных товаров с коротким сроком годности — до 30 дней. Кроме того, новый закон дополнен другими запретительными мерами: магазин не имеет права заменить не распроданный вовремя товар на свежий или принудить поставщика возместить стоимость нераспроданного товара, если тот был магазином оплачен. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством сейчас у магазина может быть только одна причина, позволяющая вернуть товар поставщику: если тот некачественный.

Инициаторы законопроекта вице-спикер Госдумы Ирина Яровая и сенатор Сергей Лисовский хотели новым законом решить сразу две задачи: обеспечить поставщикам и сетям равноправие при совершении сделок купли-продажи (пресечь попытки вторых навязывать свои условия работы) и дать производителям возможность зарабатывать. Авторы отмечают, что последние несколько лет наблюдается тенденция к росту возвратов товаров. По некоторым хлебопекарным предприятиям в регионах их доля доходила до 30%, по мясной продукции — до 20%. В результате предприятия с высокой долей возвратов теряли миллиарды рублей.

Однако новые поправки могут оказаться малоэффективными. Розничные сети отмечают, что остатков в рознице давно нет, а ритейл и поставщики разработали свои схемы работы с возвратами и ужесточение мер регулирования станет избыточным на саморегулируемом рынке.

Возврат как необходимость

Предложение запретить возвраты содержалось еще в первом варианте депутатских поправок к правительственному проекту ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», предложенных Сергеем Лисовским и Ириной Яровой в 2009 году. Правда, тогда их отклонили как препятствующие развитию конкуренции на потребительском рынке. После было еще несколько попыток ввести запрет на законодательном уровне, но в итоге предложение о введении запрета на возврат приняли в конце 2016 года, и в силу оно вступило с января 2017-го. В нем значилось, что возвраты товара должны регулироваться, то есть они возможны, но только если ритейл и поставщик договорятся об этом. Таким образом, ритейл уже не мог навязывать возвраты поставщикам: «Навязывание условий, предполагающих возможность возврата нераспроданной продукции поставщику, было запрещено действующим законодательством в 2016 году. Соответственно возвраты практикуются лишь в том случае, если это условие выгодно самому поставщику», — рассказывает Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ. «Иногда мы сами становимся инициаторами возврата нашей продукции, потому что орехи и сухофрукты — живой товар: если они не обработаны консервантами, срок их годности сокращается. Когда видим, что продукция начала портиться раньше установленного срока, сами инициируем возврат, чтобы некачественный товар не попал в корзину потребителя», — поясняет Марат Григорян, коммерческий директор компании «Семушка». Новый законопроект эту возможность для поставщика пресекает, хотя, по данным АКОРТ, у 30% компаний-поставщиков есть необходимость возвращать товары с коротким сроком годности: «Проблема возврата наиболее часто встречается в скоропорте. К нему относится свежее мясо, рыба и продукты их переработки, молочная и кондитерская продукция, овощи и фрукты», — говорит Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз». «У нас кондитерская продукция — торты и пирожные, это скоропортящийся товар, у него пятидневный срок годности, и остатки в сетях составляют сейчас 15–20 процентов», — рассказывает Евгений Плетнев, владелец кондитерской «Бисквит». Если производители не смогут забирать свой товар, то ритейл заложит стоимость издержек в цену: «Мы уже встречались с одной крупной сетью, которая сообщила, что с января 2019 года возвратов товара не будет, и, скорее всего, издержки за нераспроданный товар она заложит в стоимость нашего продукта», — продолжает г-н Плетнев.

По данным АКОРТ, объемы возвратов после принятия первых поправок заметно снизились: сейчас они не превышают одного процента общего оборота розничной торговли. У некоторых категорий товаров, например у хлебобулочных изделий, объемы возвратов снизились до нуля. И это при том, что доля товаров с коротким сроком годности в сетях сейчас достаточно большая: у «Магнита» на них приходится значительная часть продовольственной продукции — около 70% всего ассортимента. У «ВкусВилла» доля фреша и ультрафреша составляет 75%. При таких объемах скоропорта в рознице столь низкий показатель возврата (у мясной продукции, по данным АКОРТ, возвратов нет вообще, а у молочной они не превышают одного процента) свидетельствует, скорее всего, о том, что поставщики и розница разработали определенные схемы решения проблем с остатками. Тем более что тенденция к снижению доли возвратов была отмечена еще раньше, чем приняли регулирующий объемы возвратов закон. Например, сети поняли, что возвращать товар поставщику просто невыгодно: «Фактического возврата в крупных сетях не существует. Чтобы вернуть товар поставщику, необходимо собрать его со всех магазинов в какой-то один склад, и организовать этот возврат обойдется дороже самого возврата», — считает Марат Григорян.

Участники рынка полагают, что сейчас нет необходимости в дальнейшем регулировании отрасли и компании должны иметь возможность самостоятельно регулировать свою работу — на практике такой подход в последний год оказался наиболее эффективным. Например, значительная доля возвратов приходилась на хлебобулочные изделия, но в прошлом году, после утверждения закона о запрете возврата этой категории товара, ритейл отказался от возвратов. Производители хлеба самостоятельно скорректировали свою работу, и в результате объем непроданной продукции упал практически до нуля: «Опыт грамотного планирования, которое в том числе проводили многие наши участники вместе с торговыми сетями, позволил снизить количество возвратов в большинстве сетей до нуля», — говорит Дмитрий Востриков.

Свежей и новой продукции станет меньше

Впрочем, эффект от новых поправок станет для участников рынка более ощутимым, чем год назад: может встать вопрос о сокращении объемов производства, изменении ассортимента и условий поставок. Конечно, игроки продолжат практиковать и некоторые старые схемы, например закладывать остатки в стоимость товара. Но по большому счету компании все равно будут вынуждены внести корректировки в свою работу. Торговые сети уже сейчас, через несколько дней после принятия новых поправок, заявили производителям, что готовы сократить объемы закупок: «В ряде категорий, например в тортах, поправки приведут к некоторому сокращению заказов, как это уже было с хлебобулочными изделиями», — говорит представитель X5 Retail Group.

Если ритейл ради оптимизации издержек пойдет на сокращение объемов закупок, производители будут вынуждены поставлять продукцию маленькими партиями, но с укороченными интервалами: «В связи с изменениями в законодательстве для работы с производителями, возможно, потребуется пересмотреть объемы заказов и частоту поставок», — сообщила пресс-служба «Магнита». Эта мера может привести к небольшому дефициту продукта на полке: «В вечерние часы и в выходные дни часть ассортимента станет просто исчезать с полок супермаркетов — поставщики не будут успевать поставлять ее вовремя», — полагает Сергей Беляков.

В формировании ассортимента ритейл, вероятно, станет делать ставку на товары с высоким спросом, что может привести к сокращению количества новинок на полках: «Если раньше сети могли договориться с поставщиками о тестовом периоде для верификации спроса на новый товар, то в настоящих условиях, созданных последними изменениями в законе о торговле, заключение таких договоренностей окажется невозможным. Согласятся ли отдельные торговые сети нести издержки и терять прибыль, тестируя новинки, — большой вопрос. Скорее всего, в условиях невозможности поделить риски с поставщиками сети будут придерживаться более консервативной ассортиментной политики», — считает г-н Беляков из АКОРТ. К тому же, пытаясь оптимизировать издержки, торговые сети могут отказаться от сотрудничества с поставщиками, на чей товар спрос невелик.

Всем игрокам рынка потребуется адаптация к изменившимся условиям работы. Сложнее всего будет небольшим торговым сетям и региональным производителям. Проще всего — магазинам, у которых не было возвратов. Например, сеть «ВкусВилл» с самого начала своего существования не практиковала возвраты продукции поставщикам. «Семьдесят пять процентов нашего ассортимента относится к категории “фреш”, и все риски по отгруженной нам продукции мы принимаем на себя. Таким образом, закон о возврате продукции никак не скажется на нашем управлении ассортиментом и на объеме закупок», — говорит Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам компании «ВкусВилл».

Есть вероятность, что часть небольших компаний будет вынуждена покинуть рынок, уступив место крупным федеральным поставщикам, для которых процесс адаптации и изменение собственных логистических схем пройдут гораздо быстрее и проще.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О пользе протекционизма О пользе протекционизма

Издательство «Техносфера» выпустило книгу «Покупай американское»

Эксперт
Свой ресторан Свой ресторан

Шеф-повары перестают быть безмолвными исполнителями чужой воли

Bones
Что в имени тебе моем... Что в имени тебе моем...

Виноделы всего мира называют компании именами основателей

Forbes
К звездам: лучшие фильмы про космос К звездам: лучшие фильмы про космос

Esquire представляет подборку отличных фильмов о космосе

Esquire
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Азиаты Азиаты

Три способа получить новый мотоцикл, потратив не более полумиллиона рублей

Мото
«Я, беременная, нашла мужа в стриптиз-клубе»: Анна Седокова о драме личной жизни «Я, беременная, нашла мужа в стриптиз-клубе»: Анна Седокова о драме личной жизни

37-летняя Анна Седокова сегодня – успешная певица и любящая мама троих детей

Cosmopolitan
Едят жир и худеют: звезды, которые выбрали кетодиету Едят жир и худеют: звезды, которые выбрали кетодиету

Эти знаменитости, сидящие на «кето», добились прекрасных результатов

Cosmopolitan
Зачем какие-то активисты борются за равенство? Зачем какие-то активисты борются за равенство?

Каждый из нас сталкивается с дискриминацией

GQ
«Есть отрасли, в которые сейчас не верят»: как банки усложняют компаниям доступ к деньгам в кризис «Есть отрасли, в которые сейчас не верят»: как банки усложняют компаниям доступ к деньгам в кризис

Российский бизнес во время пандемии столкнулся с новыми проблемами

Forbes
Коррекция бровей: как сделать модную форму самой — советы мастера Коррекция бровей: как сделать модную форму самой — советы мастера

Как лучше корректировать брови самостоятельно, чтобы потом об этом не пожалеть

Cosmopolitan
«Сделать летающую машину — не самое сложное». Илон Маск — о будущем «Сделать летающую машину — не самое сложное». Илон Маск — о будущем

Глава SpaceX часто высказывается о конкуренции с русскими в области космоса

РБК
Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского

Чего мы не знаем о детском писателе Эдуарде Успенском?

Cosmopolitan
Не только «Завтрак у Тиффани»: вспоминаем факты из биографии Трумена Капоте Не только «Завтрак у Тиффани»: вспоминаем факты из биографии Трумена Капоте

В конце июля выйдет документальный фильм о писателе Трумене Капоте

GQ
Микропенис, гипоспадия и проблемы с яичками: чем болел Гитлер Микропенис, гипоспадия и проблемы с яичками: чем болел Гитлер

У Адольфа Гитлера был целый ворох заболеваний, как физических, так и психических

Популярная механика
175-летняя тайна: как анестезия вызывает потерю сознания 175-летняя тайна: как анестезия вызывает потерю сознания

Что происходит с организмом, когда на него начинает действовать анестезия

Популярная механика
Идеальный «Шторм»: кто и почему стал триумфатором премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения Идеальный «Шторм»: кто и почему стал триумфатором премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения

Главные награды премии АПКиТ забрали сериалы, созданные для онлайн-платформ

Forbes
В игре Maneater нужно быть акулой, жрать отдыхающих и развивать свои акульи навыки В игре Maneater нужно быть акулой, жрать отдыхающих и развивать свои акульи навыки

До последнего не верилось, что эта игра вообще выйдет

GQ
«Я собираю встречу из 3–4 человек и задаю всем один вопрос». Сергей Рыжиков, «1С-Битрикс», — о простом способе увидеть будущее «Я собираю встречу из 3–4 человек и задаю всем один вопрос». Сергей Рыжиков, «1С-Битрикс», — о простом способе увидеть будущее

Прогнозировать, что будет после пандемии, очень сложно

Inc.
Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив

Нет ничего хуже недовольного и разочарованного клиента

Inc.
Панцири морских черепах оказались домом для тысяч микроскопических животных Панцири морских черепах оказались домом для тысяч микроскопических животных

Черепаший панцирь помогает живым существам расселяться по океанам

N+1
7 советов по стилю от Стиви Уандера 7 советов по стилю от Стиви Уандера

Готовьтесь познать безумные и свободные 1970-е

GQ
Ленин: история пломбированного вагона Ленин: история пломбированного вагона

Отрывок из книги «Ленин. Человек, который изменил все»

СНОБ
Как благодаря карантинным мерам и инстаграму взлетает бренд тату-перчаток Glove.me Как благодаря карантинным мерам и инстаграму взлетает бренд тату-перчаток Glove.me

Как себя чувствует в карантине бизнес по изготовлению люксовых тату-перчаток?

Inc.
Сам себе Авиценна: 13 признаков посттравматического расстройства у предпринимателей Сам себе Авиценна: 13 признаков посттравматического расстройства у предпринимателей

Как распознать у себя симптомы посттравматического стрессового расстройства

Forbes
Как сформулировать миссию компании Как сформулировать миссию компании

Выполнив конкретный процесс, вы можете создать миссию своей компании

Inc.
Двуличность Двуличность

Metzeler пытается разрешить вековые проблемы шин для мотоциклов

Мото
«Государство пытается поставить нас в положение магазина бытовой техники в селе без электроэнергии». Адвокат Александр Железников об адвокатуре в России «Государство пытается поставить нас в положение магазина бытовой техники в селе без электроэнергии». Адвокат Александр Железников об адвокатуре в России

Адвокат о состоянии российской адвокатуры и зачем нужно проводить акции протеста

СНОБ
Передний край науки Передний край науки

Ученые нашли самую близкую к нам черную дыру

Naked Science
Активный гиппокамп запомнил слова лучше неподготовленного Активный гиппокамп запомнил слова лучше неподготовленного

Эффективность запоминания стимула определяет состояние гиппокампа

N+1
Открыть в приложении