Новые поправки к закону о торговле

ЭкспертБизнес

Обратного пути не будет

Новые поправки к закону о торговле, которые вводят запрет сетям возвращать нераспроданный товар, ужесточат работу ритейла и поставщиков. Но в этом сегодня нет никакого смысла

Вера Кузьмина

На днях Госдума приняла вторые поправки к Федеральному закону «Об основах госрегулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которые запрещают торговым сетям возвращать поставщику не реализованные в розничной сети продовольственные товары (первые поправки были приняты в конце 2016 года). Речь идет о запрете ритейлерам заключать договор на возврат поставщику не распроданных вовремя продовольственных товаров с коротким сроком годности — до 30 дней. Кроме того, новый закон дополнен другими запретительными мерами: магазин не имеет права заменить не распроданный вовремя товар на свежий или принудить поставщика возместить стоимость нераспроданного товара, если тот был магазином оплачен. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством сейчас у магазина может быть только одна причина, позволяющая вернуть товар поставщику: если тот некачественный.

Инициаторы законопроекта вице-спикер Госдумы Ирина Яровая и сенатор Сергей Лисовский хотели новым законом решить сразу две задачи: обеспечить поставщикам и сетям равноправие при совершении сделок купли-продажи (пресечь попытки вторых навязывать свои условия работы) и дать производителям возможность зарабатывать. Авторы отмечают, что последние несколько лет наблюдается тенденция к росту возвратов товаров. По некоторым хлебопекарным предприятиям в регионах их доля доходила до 30%, по мясной продукции — до 20%. В результате предприятия с высокой долей возвратов теряли миллиарды рублей.

Однако новые поправки могут оказаться малоэффективными. Розничные сети отмечают, что остатков в рознице давно нет, а ритейл и поставщики разработали свои схемы работы с возвратами и ужесточение мер регулирования станет избыточным на саморегулируемом рынке.

Возврат как необходимость

Предложение запретить возвраты содержалось еще в первом варианте депутатских поправок к правительственному проекту ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», предложенных Сергеем Лисовским и Ириной Яровой в 2009 году. Правда, тогда их отклонили как препятствующие развитию конкуренции на потребительском рынке. После было еще несколько попыток ввести запрет на законодательном уровне, но в итоге предложение о введении запрета на возврат приняли в конце 2016 года, и в силу оно вступило с января 2017-го. В нем значилось, что возвраты товара должны регулироваться, то есть они возможны, но только если ритейл и поставщик договорятся об этом. Таким образом, ритейл уже не мог навязывать возвраты поставщикам: «Навязывание условий, предполагающих возможность возврата нераспроданной продукции поставщику, было запрещено действующим законодательством в 2016 году. Соответственно возвраты практикуются лишь в том случае, если это условие выгодно самому поставщику», — рассказывает Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ. «Иногда мы сами становимся инициаторами возврата нашей продукции, потому что орехи и сухофрукты — живой товар: если они не обработаны консервантами, срок их годности сокращается. Когда видим, что продукция начала портиться раньше установленного срока, сами инициируем возврат, чтобы некачественный товар не попал в корзину потребителя», — поясняет Марат Григорян, коммерческий директор компании «Семушка». Новый законопроект эту возможность для поставщика пресекает, хотя, по данным АКОРТ, у 30% компаний-поставщиков есть необходимость возвращать товары с коротким сроком годности: «Проблема возврата наиболее часто встречается в скоропорте. К нему относится свежее мясо, рыба и продукты их переработки, молочная и кондитерская продукция, овощи и фрукты», — говорит Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз». «У нас кондитерская продукция — торты и пирожные, это скоропортящийся товар, у него пятидневный срок годности, и остатки в сетях составляют сейчас 15–20 процентов», — рассказывает Евгений Плетнев, владелец кондитерской «Бисквит». Если производители не смогут забирать свой товар, то ритейл заложит стоимость издержек в цену: «Мы уже встречались с одной крупной сетью, которая сообщила, что с января 2019 года возвратов товара не будет, и, скорее всего, издержки за нераспроданный товар она заложит в стоимость нашего продукта», — продолжает г-н Плетнев.

По данным АКОРТ, объемы возвратов после принятия первых поправок заметно снизились: сейчас они не превышают одного процента общего оборота розничной торговли. У некоторых категорий товаров, например у хлебобулочных изделий, объемы возвратов снизились до нуля. И это при том, что доля товаров с коротким сроком годности в сетях сейчас достаточно большая: у «Магнита» на них приходится значительная часть продовольственной продукции — около 70% всего ассортимента. У «ВкусВилла» доля фреша и ультрафреша составляет 75%. При таких объемах скоропорта в рознице столь низкий показатель возврата (у мясной продукции, по данным АКОРТ, возвратов нет вообще, а у молочной они не превышают одного процента) свидетельствует, скорее всего, о том, что поставщики и розница разработали определенные схемы решения проблем с остатками. Тем более что тенденция к снижению доли возвратов была отмечена еще раньше, чем приняли регулирующий объемы возвратов закон. Например, сети поняли, что возвращать товар поставщику просто невыгодно: «Фактического возврата в крупных сетях не существует. Чтобы вернуть товар поставщику, необходимо собрать его со всех магазинов в какой-то один склад, и организовать этот возврат обойдется дороже самого возврата», — считает Марат Григорян.

Участники рынка полагают, что сейчас нет необходимости в дальнейшем регулировании отрасли и компании должны иметь возможность самостоятельно регулировать свою работу — на практике такой подход в последний год оказался наиболее эффективным. Например, значительная доля возвратов приходилась на хлебобулочные изделия, но в прошлом году, после утверждения закона о запрете возврата этой категории товара, ритейл отказался от возвратов. Производители хлеба самостоятельно скорректировали свою работу, и в результате объем непроданной продукции упал практически до нуля: «Опыт грамотного планирования, которое в том числе проводили многие наши участники вместе с торговыми сетями, позволил снизить количество возвратов в большинстве сетей до нуля», — говорит Дмитрий Востриков.

Свежей и новой продукции станет меньше

Впрочем, эффект от новых поправок станет для участников рынка более ощутимым, чем год назад: может встать вопрос о сокращении объемов производства, изменении ассортимента и условий поставок. Конечно, игроки продолжат практиковать и некоторые старые схемы, например закладывать остатки в стоимость товара. Но по большому счету компании все равно будут вынуждены внести корректировки в свою работу. Торговые сети уже сейчас, через несколько дней после принятия новых поправок, заявили производителям, что готовы сократить объемы закупок: «В ряде категорий, например в тортах, поправки приведут к некоторому сокращению заказов, как это уже было с хлебобулочными изделиями», — говорит представитель X5 Retail Group.

Если ритейл ради оптимизации издержек пойдет на сокращение объемов закупок, производители будут вынуждены поставлять продукцию маленькими партиями, но с укороченными интервалами: «В связи с изменениями в законодательстве для работы с производителями, возможно, потребуется пересмотреть объемы заказов и частоту поставок», — сообщила пресс-служба «Магнита». Эта мера может привести к небольшому дефициту продукта на полке: «В вечерние часы и в выходные дни часть ассортимента станет просто исчезать с полок супермаркетов — поставщики не будут успевать поставлять ее вовремя», — полагает Сергей Беляков.

В формировании ассортимента ритейл, вероятно, станет делать ставку на товары с высоким спросом, что может привести к сокращению количества новинок на полках: «Если раньше сети могли договориться с поставщиками о тестовом периоде для верификации спроса на новый товар, то в настоящих условиях, созданных последними изменениями в законе о торговле, заключение таких договоренностей окажется невозможным. Согласятся ли отдельные торговые сети нести издержки и терять прибыль, тестируя новинки, — большой вопрос. Скорее всего, в условиях невозможности поделить риски с поставщиками сети будут придерживаться более консервативной ассортиментной политики», — считает г-н Беляков из АКОРТ. К тому же, пытаясь оптимизировать издержки, торговые сети могут отказаться от сотрудничества с поставщиками, на чей товар спрос невелик.

Всем игрокам рынка потребуется адаптация к изменившимся условиям работы. Сложнее всего будет небольшим торговым сетям и региональным производителям. Проще всего — магазинам, у которых не было возвратов. Например, сеть «ВкусВилл» с самого начала своего существования не практиковала возвраты продукции поставщикам. «Семьдесят пять процентов нашего ассортимента относится к категории “фреш”, и все риски по отгруженной нам продукции мы принимаем на себя. Таким образом, закон о возврате продукции никак не скажется на нашем управлении ассортиментом и на объеме закупок», — говорит Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам компании «ВкусВилл».

Есть вероятность, что часть небольших компаний будет вынуждена покинуть рынок, уступив место крупным федеральным поставщикам, для которых процесс адаптации и изменение собственных логистических схем пройдут гораздо быстрее и проще.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нобель бигфарме Нобель бигфарме

Премия по физиологии и медицине 2023 года открывает новые перспективы

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Дело молодое Дело молодое

Как перестать участвовать в офисной драме поколений и начать работать

VOICE
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Ананас Ананас

Ради чего человек готов пойти на кражу, даже если на него смотрит Бог?

СНОБ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы 5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы

Тренировки на больничном: что делать, если вы чувствуете себя не на все сто?

Men Today
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения

Почему сброшенные килограммы часто возвращаются?

ТехИнсайдер
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Я возвращаю ваш портрет Я возвращаю ваш портрет

Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Построить свое королевство Построить свое королевство

Есть у каждой семьи давняя история, о которой мы знаем или догадываемся

Psychologies
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Виктория Исакова Виктория Исакова

Актриса Виктория Исакова — о ДНК постсоветских 1990-х

Собака.ru
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Открыть в приложении