Линия судьбы
На Monaco Yacht Show в этом году самой большой из представленных новых яхт стала 122‑метровая Kismet, построенная на верфи Lürssen. Если вы давно в теме, вам может показаться, что несколько лет назад эта фраза уже звучала в окружении или мелькала в Интернете и на страницах журналов. Это так. Но Kismet была другая. А точнее, были другие…
«Характер — это и есть судьба», — говорила Майя Плисецкая. Нам неизвестно, знаком ли с ее творчеством владелец яхт с именем Kismet, как неизвестно и то, является ли он вообще ценителем балета. Но мы точно знаем, что он верит в судьбу. Ведь именно так переводится слово kismet, корень которого происходит из персидского языка. Что до связи судьбы с характером, то утверждение великой балерины неслучайно вертелось на языке каждый раз, когда мы посещали яхты Kismet. А было это трижды. Именно поэтому мы решили вместо традиционного рассказа об изученной нами новой яхте вспомнить, какими были предыдущие, и проследить их связь. А заодно узнать, как менялись взгляды одного из самых ярких и заметных судовладельцев на то, какой должна быть суперъяхта.
Шахид Хан — американский бизнесмен пакистанского происхождения и один из немногих миллиардеров в мире, кто не только открыто публикует информацию о своих яхтах, но и сдает их в чартер. Его история идеально вписывается в понятие «американская мечта», о чем не раз писали в авторитетных изданиях США. Приехав из Пакистана учиться в Урбана-Шампейн (штат Иллинойс), имея средства лишь на аренду комнаты в университетской Ассоциации христианской молодежи и начав работать мойщиком посуды, Хан стал бакалавром в области индустриальной инженерии, получил награду как один из выдающихся выпускников Университета Иллинойса и со временем оказался единоличным владельцем компании Flex-N-Gate, в которую поступил на работу по окончании учебы. Под его руководством Flex-N-Gate из производителя и поставщика запчастей для автомобилей в США превратилась в глобальную компанию с мощностями по всему миру — от Китая до Мексики. С ростом благосостояния к увлечению автомобильным миром добавилось увлечение спортом, конечно, в качестве бизнесмена. Ему принадлежит американская футбольная команда Jacksonville Jaguars, британский футбольный клуб Fulham, а вместе с сыном он учредил компанию All Elite Wrestling, продвигающую популярный в США вид спортивных зрелищ. И вся эта история успеха нашла отражение в трех яхтах, которые Шахид Хан строил на верфи Lürssen.
Kismet первая
Свою первую суперъяхту на прославленной немецкой верфи Хан закончил строить в 2007 году. Над 68‑метровой Kismet вместе с владельцем трудился дизайнер Эспен Ойно (Espen Øino International). С нее началась непрерывная вовлеченность Хана в процесс создания своих судов. Сегодня, когда и Эспен Ойно, и дизайнеры интерьеров Паскаль Реймонд и Эндрю Лэнгтон (Reymond Langton Design) вспоминают свою первую Kismet, они говорят, что она строилась буквально вокруг арт-коллекции владельца. Причем задачей было подчеркнуть не только произведения искусства, отобранные Ханом для интерьера будущей яхты, но и его персидские корни. А оригинальный для тех лет глубокий синий цвет корпуса яхты один в один повторял цвет BMW Michigan Blue, созданный на заводе в Баварии специально для автомобиля Хана. Впрочем, нашлось на первой Kismet место и полезным дизайнерским и инженерным разработкам, которых до этого не было ни на одной суперъяхте. Например, интегрированный в фальшборт кран для сброса тендера и другой водной техники на воду. Для времен, когда владельцы самых роскошных яхт в основном были вынуждены