Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

МонокльКультура

Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники. Репортаж из центра Москвы

Берт Корк

Я всегда хотел понять, как человек становится ремесленником. Был финансистом, инженером, юристом, и вдруг — раз! — и стал ювелиром. Причем меня интересовали не те ремесленники, которые делают дешевые копии или национальные сувениры для продажи на ярмарках, — меня интересовали те, кто делает очевидно крутые и самобытные вещи. Как? Откуда к ним приходит навык регулярного (необходимое условие ремесленничества) творческого озарения? Оказалось, главное — принятие в себя пустоты. «Меня там полностью нет. Если буду я, то либо ничего не получится, либо получится не то. Чашка уже как бы существует, я только позволяю ей проявиться», — говорит одна из моих героинь.

И вот, судьба — а вернее, главный редактор — забросила меня в Последний переулок города Москвы. Там магазин-мастерская Wildhorn собрал нескольких совершенно разных мастеров. Лина, делающая украшения из природных материалов, — жена владельца и основателя магазина Михаила Колбина. Гарри Гирин — мастер аксессуаров из лошадиной кожи, владеет мастерской по соседству. Кузнец Константин кроме своей сувенирной продукции иногда кует для Гарри фурнитуру. И гончар Ольга, которая создает посуду в старой японской технике и просто выставляет в магазине свои изделия.

Гончар Ольга Мун. Делает текстурную посуду, вырезанную из цельного куска глины в японской технике куринуки  и обожженную в глазури методом раку

Компетенции «не рулят»

Традиционно считается, что самый простой «путь в ремесло» — вспомнить детские художественные кружки и технические секции. Практика (в лице наших героев) это расхожее мнение не подтверждает — не детство определяет ремесло.

Константин не похож на кузнеца: интеллигентного вида и далеко не дюжего телосложения, с подкрученными кончиками аккуратных усов, он больше похож на хипстера. Он кует ювелирные изделия — кольца, браслеты. На пальцах у него собственных колец нет, но он оправдывается: «Просто забыл надеть. Я после работы, а на моей работе кольца противопоказаны. А что на кузнеца не похож — так это стереотип. С моей фамилией — Кован — трудно было не стать кузнецом».

Он родился в Чертаново, в семье инженеров — отец окончил МАИ, мама работала в НИИ цифровой и вычислительной техники. Мастером на все руки в семье был дед Павел Васильевич. Он рисовал картины и делал рамы для них, обрабатывал камни, мастерил Косте игрушки. Повлияло ли это на мальчишку, сейчас Константин не уверен: «рожденные в СССР» вообще много чего умели делать руками. Костя в школьные годы без труда мог выпилить и сколотить себе ящичек, шкафчик, разогреть на газовой горелке гвозди и придать им нужную форму. После школы он решил продолжить инженерную династию и поступил в Авиационно-технологический институт им. К. Э. Циолковского, на химию полимеров и углеродно-композиционных материалов, за которыми тогда просматривалось большое будущее. Но скоро полимеры оказались никому не нужны, а Костя на последних курсах института оказался в кузнице…

Гончар Ольга Мун, делающая текстурную посуду, вырезанную из цельного куска глины, «в японской технике куринуки и обожженную в глазури методом раку», родилась на Преображенке, с детства имела склонность к творчеству, но родители вместо художественной школы отдали ее в воскресную, при храме. По линии отчима все были финансистами — и после школы она поступила в Финансовую академию. На выпускном курсе несколько месяцев поработала в банке, работу ненавидела и, приходя в офис, мечтала умереть. Окончив вуз, сказала родителям решительное «теперь я сама» и ушла в свободное плавание. Работала в издательском бизнесе — в компании Color-Lux, которая осуществляла препресс таких западных журналов, как Vogue, Tatler и GQ. После закрытия филиала в России ушла на должность редактора журнала «Цветы» — моталась по зарубежным флористическим выставкам, делала обзоры. Однажды защемило спину — увлеклась пилатесом. Погрузилась в анатомию, училась, стала тренером.

Лина Колбина создает бижутерию из природных материалов под брендом Wildhorn

«Мне нравилось: было много клиентов и общения, много узнала о теле человека. Пилатес позволил мне углубиться в понимание себя — в чувственность и тактильность. Я поняла, что мне хочется большего. Творить…» — вспоминает Ольга. Примерно в это время она поехала отдыхать в Петербург. Гуляла и думала: «Какой красивый. Вот бы тут пожить месяцок…» Как сейчас она сама с улыбкой говорит, запрос во Вселенную был отправлен без контекста, поэтому получилось, как получилось: когда они с друзьями на машине возвращались из Сестрорецка в Питер, в их машину въехал пьяный идиот, выскочивший на встречку. Машина перевернулась несколько раз, и Ольга месяц пролежала в питерской больнице со сломанными в четырех местах тазовыми костями. Лежала, смотрела в потолок и думала о своей жизни. В голове стали появляться образы, которые не уходили и требовали материального воплощения. Вернувшись в Москву, Ольга стала целенаправленно искать новое дело всей жизни.

Сегодня «Гарри Гирин» — это популярный бренд изделий из лошадиной кожи. Сумки, рюкзаки, кошельки, ремни, которые любят и ценят такие известные личности, как, например, актеры Олег Меньшиков и Максим Матвеев. Но, как и у других героев нашего рассказа, такого будущего ему ничто не предвещало. Он родился в Измайлово. Как и Константин, мальчишкой мастерил какие-то безделушки — из цветной проволоки плел оплетки для ручек, делали с братом самострелы, вырезали из листового железа «нинзятину». В шестом классе увлекся рок-музыкой и стал шить на продажу патчи с логотипами западных групп, которые часто просто менял на кассеты с их записями.

Когда на семейном совете решали, куда ему поступать, мама сказала, что у него хорошо получается рисовать и есть вкус к хорошей одежде, поэтому стоит задуматься о карьере модельера. «Я буду врачом», — гордо и неожиданно ответил Гарри. Он с отличием отучился в училище при военно-клиническом госпитале им. Н. Н. Бурденко на медбрата интенсивной терапии и задумался о высшем образовании. В те времена набирала популярность «биг фарма», и всем студентам обещали, что их сразу после выпуска возьмут на управляющие должности в западные фармакологические компании, которые как раз массово заходили в страну. Гарри поступил в Московскую медицинскую академию.

После академии он устроился менеджером по продаже медицинского оборудования. Работа ему нравилась, он приносил компании хорошие деньги. Но, когда со скандалом ушел к главным конкурентам, его стало терзать осознание, что это было подло, а работа перестала приносить удовольствие. С трудом дорабатывал неделю и в выходные топил неудовольствие от жизни в алкоголе. И однажды решил поменять все и сразу. Решение пришло неожиданно — когда, отдыхая в Таиланде, с полными руками мелочи стоял на заправке верхом на мопеде взятом в аренду…

Из всех наших героев только Лина, создающая бижутерию из природных материалов под брендом Wildhorn, имела какие-то склонности к будущему ремесленничеству. Она родилась в Сургуте, с шести лет плела для бабушки куколок из цветов мальвы, шила им платьица, строила домики, делала для них украшения из бисера и колечки из цветной проволоки. Став постарше, стала шить одежду себе самой, плела браслеты, которые хорошо продавались на школьных ярмарках. Окончила художественную школу, много рисовала. В седьмом классе на старой швейной машинке уже шила постельное белье, платья и много чего еще. В выпускных классах на УПК практиковалась на швейном производстве, потом окончила курсы швей. Будущее было простым и понятным — свой бренд одежды.

Константин Кован кует ювелирные изделия — кольца, браслеты 

Поэтому после школы Лина уехала в Екатеринбург и поступила в Гуманитарный университет на факультет конструирования и моделирования одежды. Профессионально шила уже всю верхнюю одежду — от платьев до пальто. В основном для себя — у студентов денег нет, а выглядеть модно очень хочется. Работала в мультибрендовом бутике, наблюдала за тенденциями в современной моде и технологиями обработки моделей. И уже к окончанию вуза принимала участие в конкурсах модельеров со своими коллекциями. Видимо, у нее это хорошо получалось — ее яркие платья в стиле «беби-долл» становились все популярнее, нарабатывалась своя клиентура, появились спонсоры, которые помогли арендовать ателье, — все это вылилось в появления бренда женской одежды El Dolls. Но спустя пять лет Лина «выгорела».

«Я выпустилась из университета, еще цыпленок, думала, что буду шить одежду, заниматься творчеством, создавать свои коллекции, а на меня свалилась куча проблем. Нужно было продвигать бренд, управлять ателье, заниматься отчетностью, нанимать персонал. За год я заработала первые деньги — столько, что хватило выкупить бренд у спонсоров, — с ужасом вспоминает Лина. — И я думала, что половину времени буду шить, половину — заниматься распространением. Но с каждым годом времени на творчество оставалось все меньше и меньше. К концу работы ателье я в основном занималась обслуживанием клиентов — я их всех знала и любила, мы подружились. Но творчество кончилось».

Лина закрыла ателье, распустила персонал и уехала в Питер…

Первое приближение к мастерству

«Эх, дружок. Молод ты еще. Не ты выбираешь присягу — присяга выбирает тебя», — говорил безымянный военком в культовом фильме «ДМБ». Так и в ремесленничестве: материал сам выбирает своего мастера.

Константин называет свою историю прихода в ремесло «банальной». Работать «инженером за сотню рублей» ему было неинтересно. Зато к выпуску из своей «Техноложки» с ее никому ненужными полимерами он ненадолго увлекся модной дурью — это был расцвет толкинизма, появились книжки в жанре фэнтези, и по подмосковным лесам бегали причудливо одетые ролевики и реконструкторы. В реконструкторы они с братом не прошли из-за незнания исторической базы, а вот у ролевиков прижились. Нужен был только свой арсенал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения» Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения»

Правящая партия Германии сознательно проводит политику привлечения мигрантов

Монокль
Как не испортить чай: 6 популярных ошибок Как не испортить чай: 6 популярных ошибок

Чашка чая олицетворяет уют, но только если чай заварен должным образом!

ТехИнсайдер
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
«СПбГУ научил четко и ясно доносить свои мысли» «СПбГУ научил четко и ясно доносить свои мысли»

Гендиректор «Бронка групп» о том, какие ценные навыки получил в alma mater

Санкт-Петербургский университет
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Интересное кино Интересное кино

В Екатеринбурге прошел III Международный кинофестиваль «Одна шестая»

ЖАРА Magazine
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Область контрастов Область контрастов

5 причин прокатиться в Вологодскую область

Лиза
Раскрутить бизнес на полбяном хлебе Раскрутить бизнес на полбяном хлебе

Как на рынке хлебопечения появился белково-полбяной хлеб

Монокль
Жизнь Нэнси Уорд, женщины из племени Чероки, которая боролась за мир с европейскими поселенцами Жизнь Нэнси Уорд, женщины из племени Чероки, которая боролась за мир с европейскими поселенцами

Нэнси Уорд: от статуса племянницы вождя до титула «Военной женщины»

ТехИнсайдер
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
«О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке»

Когда наш мир утонет в расплавленном металле

N+1
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Наука о счастье: какой может быть хэппиномика Наука о счастье: какой может быть хэппиномика

Какой может быть наука о счастье и что она способна дать человечеству?

Forbes
Снижают самооценку и вызывают фобии: как фильмы и сериалы заставляют нас чувствовать себя неудачниками Снижают самооценку и вызывают фобии: как фильмы и сериалы заставляют нас чувствовать себя неудачниками

Почему фильмы и сериалы на самом деле довольно сильно влияют на нас

Psychologies
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Правила выживания Правила выживания

Жесткая ДКП заставляет искать специфические инструменты для защиты денег

Монокль
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Тильда Суинтон. Как правило — без правил Тильда Суинтон. Как правило — без правил

Если я хорошо выгляжу, то это благодаря своим генам, жизни в горах Шотландии

Караван историй
Как из анекдотов: 5 типов тещ, которые могут разрушить любую семью Как из анекдотов: 5 типов тещ, которые могут разрушить любую семью

Пять характерных типажей свекрови и как с ними бороться?

Psychologies
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
Открыть в приложении