Ловушка для богатых
Как бездомные меняют американскую экономику

Пандемия грозит перечеркнуть все и так невеликие достижения США в борьбе с проблемой бездомности — об этом предупреждает в своем недавнем отчете американский Национальный альянс по борьбе с бездомностью (National Alliance to End Homelessness).
Всего в США в 2019 году хотя бы раз за год вынуждены были ночевать на улице 567,7 тыс. человек (0,17% населения страны). Статистика бездомных ведется с 2007 года, и с тех пор их общее число в США снизилось на 12%, но с 2017 года оно снова начало расти, а нынешний год может сделать бездомными еще тысячи людей.
Это проблема не только с этической и социальной точки зрения (в США бездомными чаще всего становятся инвалиды и люди, имеющие различные заболевания, в том числе психические). Для финансовой сферы важно, что фактор бездомности подтачивает фундамент доходной базы американских городов и штатов, а именно налог на имущество. Под угрозой прежде всего бюджеты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, и так чувствующие себя не очень хорошо.
Приюты на востоке, самозахват на западе
За последнее десятилетие концентрация бездомных в США стала крайне неравномерной. В 30 штатах их число снизилось на треть или даже больше, но в 14 других бездомных стало только больше. Лидер по числу бездомных — Калифорния, на втором месте — штат Нью-Йорк (хотя основное число бездомных сосредоточено, конечно, в одноименном городе). Самый серьезный приток в наиболее притягательных городах обоих побережий — Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (см. график 1). Оба города пытаются решить проблему бездомных, каждый на свой лад.
Затормозить рост бездомности смог лишь кризис на рынке недвижимости 2008 г. (График 1)
Нью-Йорк пошел по пути строительства приютов для бездомных, причем в последние годы сосредоточился на жилье для постоянного проживания. План мэра Билла де Блазио открыть 90 приютов для постоянного проживания бездомных в районах по всему городу был обнародован в 2017 году, и с тех пор мэрия ведет непрекращающиеся споры с жильцами домов, по соседству с которыми планируются такие приюты. Независимый городской бюджетный офис даже провел исследование, чтобы выяснить, влияет ли наличие таких приютов на стоимость жилья, как опасаются жители Нью-Йорка. Оказалось, что влияет: квартира или дом, расположенные в пределах 500 футов от приютов для бездомных, продаются примерно на 6,5–7% дешевле, чем жилье без такого соседства. Иногда разница в цене может достигать 17%.
Тем не менее благодаря активному строительству приютов только 5% бездомных в Нью-Йорке сейчас живет на улице, а также в палатках, машинах и т. д., тогда как в Лос-Анджелесе среди бездомных ночуют вне приютов более 80%.
Вообще, Лос-Анджелес сильнее всего страдает от проблемы бездомности, на его улицах ежегодно становится на 12–15% бездомных больше, и если в Нью-Йорке в последние два года (2018-й и 2019-й, за 2020-й статистики пока нет) прирост остановился, то в Лос-Анджелесе продолжается: этим летом было зафиксировано уже 66 тыс. бездомных.
2020 год ознаменовался тем, что на Западном побережье участились случаи захвата домов — обычно речь идет о пустующих много лет зданиях, находящихся в муниципальной собственности, или тех, вокруг которых долгие годы идут суды. Самый известный случай — две семьи с детьми, Эскудеро и Гордилло, в марте этого года заняли пустующий дом в одном из районов Лос-Анджелеса. Захват пустующей недвижимости — движение, набирающее силу в Штатах: бездомные и поддерживающие их организации все громче порицают капиталистическую систему и говорят, что, если недвижимость не используется законными владельцами, она должна быть изъята в пользу тех, кто не имеет крыши над головой. Некоторые требуют предоставить бездомным все свободные дома, библиотеки, центры отдыха и другие объекты, находящиеся в государственной собственности.
В период пандемии Лос-Анджелес размещал бездомных в пустующих отелях и сверхдорогих апартаментах, пообещав компенсировать 75% стоимости пребывания, но это, по крайней мере, было хоть сколько-то осмысленной мерой — в отличие от Сан-Франциско, который предложил лишь палатки и размещение на круизном лайнере. В целом же штаты действуют кто во что горазд: в одних печатают дома на 3D-принтерах, в других строят микрожилища площадью от пяти квадратных метров. В целом же системного решения пока никто не нашел.

Штат-убежище стал штатом бездомных
Если рассмотреть проблему бездомности в США более пристально, то окажется, что это не просто история городов со слишком дорогой недвижимостью и даже не вопиющего неравенства, а глобальных структурных изменений в экономике. Лос-Анджелес, внезапно получивший почти двукратный рост бездомных за двенадцать лет, — самый яркий пример этого.
Калифорния разделилась на богатых и тех, кто их обслуживает (График 2)
Сейчас уже почти ушло из виду, что в течение большей части ХХ века округ Лос-Анджелес и Калифорния в целом были в первую очередь промышленным регионом: здесь не только ловили и перерабатывали рыбу, но и строили суда, собирали самолеты и автомобили, добывали нефть, производили сталь, шины, стекло и т. д. В Лос-Анджелесе также находились предприятия американского оборонного комплекса. Однако постепенно все эти отрасли либо сворачивались (как добыча нефти: под давлением экологов на калифорнийском шельфе уже несколько десятилетий не ведут добычу) либо теряли свое значение перед отраслями новой экономики. И хотя Калифорния до сих пор имеет самый сильный промышленный сектор среди всех штатов, с 1990 по 2012 год она потеряла около 40% (842 тыс.) рабочих мест в обрабатывающей промышленности, а доля занятых в производстве снизилась с 17 до 7% за последние тридцать лет (доля занятых в промышленности снижалась по всей стране, но в Калифорнии это происходило быстрее). Зато быстро росли технологический сектор и сектор услуг, причем в Калифорнии сосредоточились самые высокооплачиваемые работники — те, кто создавал новые устройства и вел научные разработки. Именно высокообразованных специалистов активно нанимали компании из Кремниевой долины, и они обеспечивали приток населения в Калифорнию. Само же производство было вынесено в Юго-Восточную Азию. Рост зарплат в IT и науке и взрывной рост выручки «техов» подстегивали ВРП Калифорнии и зарплаты в штате, а вместе с ними и цены