Генеральный директор Ленинской библиотеки Вадим Дуда — о чтении и привидениях
Мы встретились с генеральным директором Ленинской библиотеки Вадимом Дудой, чтобы поговорить о приметах и вызовах времени, региональных библиотеках, запросах на рецепты капусты и бродящих по залам Ленинки привидениях
Каждый будний день генерального директора Ленинской библиотеки Вадима Дуды занят, по его словам, мыслями не только о настоящем, но и о будущем. Какое оно — это будущее — и какой мы представляем себе библиотеку XXI века — мы обсуждаем, бродя по именитым историческим залам, не раз появлявшимся и в литературе, и в кино.
— Знаю, тема всех уже изрядно утомила, но давайте начнем с периода карантина, который жизнь институций поменял не меньше, чем жизни людей. Многие говорили, что стали больше читать. Другие, наоборот, читать перестали, потому что перестали справляться со всеми потоками информации. Как это время переживала библиотека — с точки зрения наблюдения за интересом к чтению и с точки зрения работы Ленинки как большого организма?
— Не думаю, что что-то очень сильно изменилось в части предпочтений. Жизнь продолжается, интерес к чтению, к хорошим и умным книгам сохраняется. Конечно, внешняя среда поменяла некие модели нашего общения, и надо сказать, что много позитивного произошло за это время, по крайней мере, для Ленинки. Мы научились многие вопросы решать удаленно, и думаю, что будем этим пользоваться дальше. Это общий тренд— любой человек, любой руководитель вам скажет то же самое. Да, мы будем меньше тратить времени и денег на поездки, на командировки, мы научились многое решать онлайн. А еще мы смогли опробовать еще очень много совершенно новых моделей работы классической библиотеки. Я верю в то, что библиотеки — очень серьезный источник навигации в бесконечном мире знаний, верю в будущее библиотек — именно как классических институтов доступа к проверенной информации. Многое удалось сделать для того, чтобы в этом будущем появились какие-то новые понятные сервисы. Один из этих сервисов мы очень быстро научились обеспечивать нашим читателям. Пандемия настала ведь не как-то сразу, а какое-то время мы поработали в режиме, когда есть сотрудники, но нет читателей. И вот в этот момент мы запустили услугу, которая называется «Удаленная доставка документов», если официальным языком. Это, действительно, прообраз некой библиотеки будущего, поддерживающей исследователей и ученых с помощью современных технологий.Читатель заполняет требование онлайн, а дальше книга попадает не на кафедру выдачи, а на участок сканирования, и читатель получает удаленный доступ к тому фрагменту документа, который ему и нужен. Это не просто какое-то временное решение, пока есть угроза пандемии. По сути, это основа для библиотеки будущего. Никто не мешает нам объединиться с областными, региональными библиотеками, чтобы их читатели тоже могли пользоваться этой услугой и получить доступ к фонду Ленинки, который очень велик. Но можно ведь подумать о расширении, об интеграции с другими библиотеками такого же масштаба, например с Библиотекой Конгресса или Национальной библиотекой Франции. То есть мы можем выработать общие подходы к тому, чтобы наши читатели смогли получить доступ к некому объединенному библиотечному фонду в глобальном масштабе. Это тяжелая, кажется, неподъемная задача, но почему бы и нет?
— Это действительно глобальная задача, предполагающая координацию с коллегами из разных стран, а это часто означает, что процессы затягиваются: все живут в своем ритме, у всех свои приоритеты, локальные задачи тоже свои. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы это сдвинулось?
— Я обрисую несколько задач, которые нужно выполнить. Первая — это электронный каталог. Весь фонд Ленинки — и не только Ленинки, а всех библиотек, которые могли бы участвовать в таком проекте, — должен быть максимально полно отражен в электронном каталоге. Он должен стать максимально библиографически насыщенной навигационной сущностью.Это основа дальнейшего развития в сторону интеграции фондов библиотек и их раскрытия в цифровом информационном поле. Даже в Ленинке с этим дела обстоят пока не самым лучшим образом. То есть первая инициатива — привести в порядок наши электронные каталоги, договориться об общем подходе. Я не склонен к мнению, что все должны всё делать по абсолютно одинаковой модели, с абсолютно одинаковым подходом. Каждая библиотека, особенно крупная библиотека, — абсолютно уникальная культурная институция со своими традициями, подходами, и их нужно сохранить. Другое дело, что эти каталоги должны быть понятны каким-то более общим поисковым системам, и там возникает очень много проблем не самого простого свойства.
Давайте начнем с такой, казалось бы, несложной проблемы, как систематизация поступающих книг и документов. В идеале мы должны выбрать какую-то единую модель систематизации. Их много. Это задача, которая требует серьезного решения. Но при всем уважении к классическим библиотечным традициям, когда все должно быть нормально систематизировано, нужно иметь в виду и активное развитие информационных технологий. Искусственный интеллект должен быть основой для того, чтобы мы могли обеспечивать в будущем систематизацию и поиск по бесконечным библиотечным фондам на основе полных текстов, не только по описаниям и метаполям. Это только одна задача, которая касается отражения фондов библиотек в информационном пространстве.
Совершенно очевидно, что необходимо координировать политику комплектования и добиваться максимальной полноты поступлений в фонды. Традиционно мы в Ленинке получаем все, что издается в нашей стране, по модели обязательного экземпляра, но это далеко не 100% всех изданий, за кадром остается очень многое: публикации, которые не получают ISNB (InternationalStandardBookNumber— международный стандартный книжный номер. — Прим. «РБК Стиль»), которые не попадают в официальные периодические издания, краеведческие издания, которые не попадают в Книжную палату, — спектр достаточно большой. Задачу максимально полного поступления в фонды можно выполнить только сообща, вместе с Книжной палатой и региональными библиотеками необходимо создавать национальную книжную платформу. Ну и третья — единая технологическая платформа, единая методология. Мы должны понимать, как мы наших читателей будем интегрировать во множество библиотечных систем. Это задача техническая, и, наверное, она решается немножко проще, чем все остальные.
— В родном для этой библиотеки фильме «Москва слезам не верит» один из героев постоянно повторяет, что скоро будет одно только телевидение. Сегодня то же самое говорят про интернет, а у многих есть опасение, что повсеместная диджитализация может оказаться не только полезной, но и токсичной для самых разных сфер, в том числе, для культуры. Вы с этим согласны?