То, чего не может быть
При изучении на портретах старинных мундиров или наград порой встречаются детали, которых, на первый взгляд, вроде и быть-то не должно. Но, как известно, всякая случайность — это лишь непознанная закономерность. У любого униформологического парадокса есть своё историческое объяснение. Иногда именно оно и помогает атрибутировать загадочный портрет.
В Самарском областном художественном музее хранится портрет русского вельможи XVIII века. К сожалению, о прежних владельцах картины нет никаких сведений. Она поступила в музей в 1987 году из Республиканского центра «Росизопропаганда» как работа немецкого художника Иосифа Дарбеса. Получивший образование в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры в Копенгагене Дарбес много путешествовал, а с 1773 по 1785 год жил в Курляндии и в Санкт-Петербурге. Портрет близок его творчеству, хотя на нём нет авторской подписи, которая присутствует на всех достоверных произведениях Дарбеса.
С оборотной стороны портрета внизу дублировочного холста имеется карандашная надпись: «адм. Разумовский». Но среди графов Разумовских флотоводцев не было. Очевидно, персонаж «произвели» в адмиралы из-за подзорной трубы в его правой руке. Между тем иконография Разумовских известна и не имеет сходства с портретом. Однако главный хранитель музея, опытный искусствовед Татьяна Алексушина, выяснила, что в 1905 году на Таврической выставке под №441 был показан портрет графа Кирилла Григорьевича Разумовского, внешне похожий на работу Дарбеса. С тех пор картина стала считаться его изображением под вопросом.
К сожалению, на Таврической выставке допустили ошибку. Сегодня оригинал портрета хранится в Государственном музее-заповеднике «Павловск». В этом году, несмотря на пандемические трудности, музей издал новый сборник «Кучумовских чтений». В нём опубликована атрибуция заместителя директора по научной работе Рифата Гафифуллина, который установил, что на портрете изображён князь Монако Оноре III Гримальди. Одновременно старший научный сотрудник Нина Стадничук доказала, что картина является работой знаменитого немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, купленной Екатериной II после его смерти в 1779 году. С самого начала персонаж портрета почему-то считался неизвестным. Но в конце XIX века по столь же неясным причинам его вдруг признали Кириллом Разумовским. В результате неверный образ графа тиражируется до сих пор. Сейчас копия портрета князя Монако украшает восстановленный дворец Разумовского в Батурине, в Национальном историко-культурном заповеднике Украины «Гетманская столица».
Таким образом, портрет в Самаре не может быть изображением графа Кирилла Разумовского, да и вообще никого из этой влиятельной семьи. Но кто же тогда показан на картине?! Разобраться с этим помогают военная форма и награды. Красный мундир с чёрным воротником, обшлагами, лацканами и золотым шитьём носили в русской армии артиллеристы. В 1731 году знаменитый государственный деятель граф Бурхард Миних установил для артиллерии вместо синего чёрный приборный цвет сукна, который она сохраняет вот уже почти три столетия.