В России постепенно формируются инновационные кластеры

ЭкспертБизнес

Кластеров много не бывает

В России постепенно формируются инновационные кластеры. Крупнейшие из них находятся в Москве и обеспечивают новыми технологиями и наукоемкой продукцией не только Россию, но и зарубежные страны

Виктория Дубовская, Евгений Огородников

Развитие и рост любой компании тесно связаны с инновациями, которые зачастую обеспечивают рост выручки и прибыли. Однако, говоря об инновациях, экономисты подразумевают не только высокотехнологичные продукты для конечного потребителя, но новые технологии производства, коммуникаций, логистики, улучшения товаров, которые уже давно присутствуют на рынке. И в целом конкуренция все больше идет не в области сервисных функций и продвижения, а смещается в сторону технологического развития и модернизации.

Процесс внедрения инноваций на производстве бесконечен — это гонка за эффективность не только каждого конкретного предприятия, но и экономики в целом; многие развитые, а за ними и развивающиеся страны поддерживают рост своих компаний именно через инновации. Главная сложность этого процесса в том, что центры компетенций — вузы и НИИ — мало связаны непосредственно с производством, технологами или инжиниринговым бизнесом, и потому внедрение наилучших практик растягивается надолго. Однако во многих странах нашли способ ускорения инновационного развития бизнеса и экономики. Это создание кластеров. Кластер, согласно экономисту Майклу Портеру, — это сконцентрированная на определенной территории группа связанных компаний, специализированных поставщиков, сервисных организаций, фирм и институтов, которые как конкурируют, так и сотрудничают друг с другом.

Сейчас во всем мире тысячи кластеров — мест концентрации знаний, капитала, компетенций, технологий и сопутствующего сервиса. Пятнадцать лет назад это понятие появилось в России, и сегодня кластеров насчитывается несколько десятков. Ведущие из них находятся в Москве. Впрочем, в этом нет ничего необычного — город всегда был центром научной жизни и компетенций, а в последние годы старые научные центры приобрели новые формы и стимулы развития.

Кластер-работодатель

С кластерным эффектом человечество знакомо не первый век. Люди всегда обращали внимание, что определенные виды деятельности концентрируются в отдельных местах, появляются целые промышленные регионы с ярко выраженной специализацией. В конце XIX века Альфред Маршалл отмечал, что близко располагающиеся предприятия формируют «промышленные округа», в которых возрастает интенсивность коммуникации между рабочими. Это приводит к более быстрому распространению новых идей, улучшению производственного процесса. Во времена Маршалла еще не было понятия кластера, однако великий экономист описал эффект, которым сейчас пользуются все ведущие компании и государства.

Осознанная кластерная политика в мире появилась в 1980-е. Кластеры рассматривались как способ повысить конкурентоспособность регионов за счет инновационного развития. Первые кластерные программы стартовали в Европе: Германии, Италии и Австрии. Опыт оказался очень успешным, и спустя двадцать лет он распространился в большинстве стран ЕС, а также в США, Канаде, Японии, Австралии, Бразилии, Индии и Южной Корее.

«Географическая близость организаций повышает шансы “перетока” знаний и технологий, что увеличивает конкурентоспособность компаний внутри кластера по отношению к предприятиям из этой же отрасли, но находящихся за пределами инновационной среды», — говорится в докладе Евразийского банка развития (ЕАБР), посвященном кластерам. Основной эффект от кластеров — повышение производительности компаний, их инновационности и технологичности, а кроме того, в кластерах чаще возникают новые предприятия, что способствует еще большим инновациям.

Согласно данным ЕАБР, сегодня в ЕС на долю кластеров приходится 39% рабочих мест. Более того, ввиду конкурентоспособности кластеров, сотрудники предприятий зарабатывают примерно на 10% больше, чем их коллеги на аналогичных должностях вне кластеров. В результате 55% заработной платы, получаемой во всех странах ЕС, приходится на специалистов компаний, участвующих в кластерах. Пожалуй, самый раскрученный пример такого формата — Кремниевая долина в США. Другие образцы успешных проектов — производство обуви на севере Италии, автомобилей на юге Германии, дорогостоящих часов в Женеве, фильмов в Голливуде, винный кластер в Калифорнии.

Инновации старого запаса

В России обратили внимание на кластеры лишь в 2005 году. О необходимости их развития говорится в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Этот документ описывает кластеры как способ повысить конкурентоспособность бизнеса и отдельных отраслей экономики. В итоге кластеры начали институализироваться в трех основных направлениях. Во-первых, на базе советских и постсоветских высокотехнологичных отраслей (например, аэрокосмические или нефтехимические в Самаре и Татарстане соответственно). Во-вторых, как ответвления от ведущих исследовательских центров, например атомные и радиоэлектронные технологии в Дубне и Обнинске или IT и цифровые технологии в Томске и Брянске. В-третьих, это новые кластеры, создаваемые целиком за счет инновационной силы бизнеса — IT, фармацевтическая и биотехнологическая инициативы в Санкт-Петербурге и на Алтае.

Крупнейшим инновационным центром страны остается Москва. «В конце прошлого года в особой экономической зоне города был создан биофармацевтический кластер, на стадии формирования кластер электроники и кластер инновационных материалов и композитов, — говорит генеральный директор ОЭЗ “Технополис Москва” Игорь Ищенко. — Кластеризация помогает разным игрокам отрасли находить новые форматы общения и сотрудничества друг с другом, ставить перед собой технологические задачи и, используя эффект синергии, находить для них решения».

Сейчас особая экономическая зона «Технополис Москва» — это крупнейший инновационный кластер в стране, при этом действует он сразу в нескольких секторах. «Технополис Москва» — некий зонтик, под которым находится несколько площадок, обеспечивающих работу высокотехнологичных отраслей экономики: микроэлектроники, оптики, робототехники, медицинских технологий, оборудования и биофармы, информационно-коммуникационных и энергоэффективных технологий, производства композитных материалов и изделий из них. Географически он включает в себя четыре площадки в Зеленограде и одну в московском районе Печатники на территории бывшего АЗЛК. В столичной ОЭЗ расположено более сотни высокотехнологичных компаний, где трудятся порядка шести тысяч человек.

«Кластер нужен, когда компания может найти в нем для себя полезные форматы, решения, технические или организационные опции. С одной стороны, сам бизнес должен понимать, что он может предложить другим участникам кластера или что хочет получить. С другой — модераторам кластера следует создать удобные каналы коммуникации. Если кластер этим заниматься не будет, кто бы там ни присутствовал, идея зачахнет, не даст должного эффекта. При этом у нас нет цели создать некий элитарный клуб, где киты индустрии будут определять правила работы. Город как собственник заинтересован не только в крупном бизнесе, но и в малом», — подчеркивает Игорь Ищенко.

Компаний в московских кластерах довольно много, и здесь есть инновационные и передовые разработки, пользующиеся спросом в России и мире. Например, в картах «Тройка» и «Мир» встроены чипы, произведенные одним из резидентов столичной ОЭЗ. Другая компания-резидент выпускает системы радиосвязи с особой взрыво- и влагозащищенностью для предприятий горнодобывающей промышленности, по добыче нефти и газа, нефтехимических и газохимических заводов. В ОЭЗ производят медоборудование, новые материалы, софт. «Это небольшие компании, которые работают в области IT и цифровизации, либо производители, связанные с “чистыми комнатами”, то есть с биотехнологиями и микроэлектроникой. Мы ставим цель, чтобы у бизнеса, находящегося в особой экономической зоне, был эффект коллаборации, чтобы развивалось партнерство. Если в таком кластере будет собрано все, что нужно, резиденты быстрее наладят производство. В результате через налоги и аренду они гораздо быстрее вернут инвестиции города. И, самое главное, в кластере будут созданы новые рабочие места. От такого вида работы и партнерства создается серьезный мультипликативный эффект», — говорит глава департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Долгое время Москва была чуть ли не единственным регионом страны, где нет фармкластера. В городе был кластер «Северный» в МФТИ и кластер в Сколкове, но они ориентированы на стартапы. Непосредственно производственного, реального кластера биофарминдурии в городе не было. У таких предприятий есть определенные требования к инфраструктуре, необходимо наличие чистых помещений. В итоге в конце прошлого года на базе «Технополиса Москва» были созданы необходимые условия, отвечающие жестким требованиям предприятий отрасли и собраны компании производители, позднее сформировавшие биофармкластер.

В его работе уже принимает участие 21 компания-резидент из сферы медицинских технологий, оборудования и биофармы. В него включены компании всех отраслей, которые относятся к категории Life Science, — это и фарма, и биотех, и производство медицинских изделий, функционального питания и средств реабилитации, и сопутствующие сервисы. В московский фармкластер входит все, где конечной целью являются нужды больного человека. Например, компания «Академия Т» занимается производством спортивного питания, «Брайт Вэй Индастриз» запускает производство широкой линейки лекарственных препаратов, а «Ортомода» — ортопедической обуви.

Россия начинает пожинать плоды своей кластерной политики. Появились производители, идеи, станки, оборудование и технологии в отраслях, казалось бы, давно утраченных: микроэлектронике, фарме и др. Это первые доказательства, что создание кластеров — пусть непростой и небыстрый, но гарантированный способ сохраняться в узкой лиге стран с высоким уровнем развития технологий, повысив качество и привлекательность своей продукции на мировых рынках.

Фотография предоставлена ОЭЗ «Технополис Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нам такие дóроги дороги Нам такие дóроги дороги

Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных магистралей

Эксперт
Ловкость рук. Зачем правительство пытается выдать старую пенсионную систему за новую Ловкость рук. Зачем правительство пытается выдать старую пенсионную систему за новую

Есть ли смысл в законе о гарантированном пенсионном плане?

СНОБ
Российские виноделы получат карт-бланш Российские виноделы получат карт-бланш

Принятие закона о виноделии в России создаст условия для развития винной отрасли

Эксперт
В мире Чулпан В мире Чулпан

Чулпан Хаматова исполнила главную роль в сериале «Зулейха открывает глаза»

Домашний Очаг
Экономический рудимент Китая Экономический рудимент Китая

Гонконг как мировой финансовый центр не нужен ни Западу, ни Китаю

Эксперт
Разговор с людьми о ценах: может ли Центробанк управлять инфляционными ожиданиями Разговор с людьми о ценах: может ли Центробанк управлять инфляционными ожиданиями

Как Центробанку добиться взаимопонимания с обществом?

Forbes
Реиндустриализация как новый консенсус Реиндустриализация как новый консенсус

Восстановление промышленного потенциала требует новой экономической политики

Эксперт
Фитнес вдвоем: занятия фитнесом для беременных Фитнес вдвоем: занятия фитнесом для беременных

Планируем занятие фитнесом для беременных

Cosmopolitan
С упорством трактора С упорством трактора

Металлургия занимает одно из главных мест в российской экономике

РБК
11 лет до будущего 11 лет до будущего

Прогнозы, которые могут сбыться уже в ближайшие годы

GQ
25 женщин-CEO 25 женщин-CEO

Список наиболее успешных руководительниц компаний российского бизнеса

РБК
Не пьет, не хамит и не спит: универсальные роботы-охранники Не пьет, не хамит и не спит: универсальные роботы-охранники

Россию можно назвать мировой столицей частных охранных предприятий

Популярная механика
Индукционная плита: принцип работы, плюсы и минусы Индукционная плита: принцип работы, плюсы и минусы

Как работают индукционные электроплиты

CHIP
Почему вам необходимо одеться в духе «Франкенштейна» Мэри Шелли Почему вам необходимо одеться в духе «Франкенштейна» Мэри Шелли

Как готическая история Франкенштейна вдохновляет дизайнеров

Vogue
29 природных афродизиаков для мужчин: никаких таблеток и тот же эффект 29 природных афродизиаков для мужчин: никаких таблеток и тот же эффект

Сила природы для твоих подвигов!

Playboy
Как выйти за иностранца и не пожалеть: рассказывает русская жена Как выйти за иностранца и не пожалеть: рассказывает русская жена

О чем стоит подумать девушке, решившей выйти замуж за иностранца

Cosmopolitan
«Ник, одно фото Путина с Калашниковым и тебе…»: арт-куратор Николас Ильин о закулисье русского искусства, миллиардерах и чаепитии с президентом «Ник, одно фото Путина с Калашниковым и тебе…»: арт-куратор Николас Ильин о закулисье русского искусства, миллиардерах и чаепитии с президентом

Культуртрегер Николас Ильин много лет продвигает искусство из России на Западе

Forbes
Кисть мастера Кисть мастера

Основатель бренда Nars Франсуа Нарс об истинном предназначении макияжа

Vogue
Тревожные проценты: почему бизнес не радуется снижению инфляции Тревожные проценты: почему бизнес не радуется снижению инфляции

Центробанк отрапортовал о серьезном замедлении инфляции

Forbes
Юрий Быков:  «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику» Юрий Быков:  «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику»

Про изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами

GQ
Народное платье: как российских дизайнеров вдохновляет Север Народное платье: как российских дизайнеров вдохновляет Север

Дизайнеры, которые вдохновляются традиционными костюмами русского севера

Forbes
Как продюсер «Индианы Джонса» создал интернет-империю стоимостью в $20 млрд Как продюсер «Индианы Джонса» создал интернет-империю стоимостью в $20 млрд

Среди его активов различные медиабизнесы, от Vimeo до Tinder

Forbes
«Это была наша ошибка»: Фридман рассказал о потере денег из-за покупки испанских супермаркетов «Это была наша ошибка»: Фридман рассказал о потере денег из-за покупки испанских супермаркетов

Михаил Фридман назвал себя главной жертвой падения стоимости ретейлера Dia

Forbes
10 культовых ролей, которые никто не хотел играть. И напрасно! 10 культовых ролей, которые никто не хотел играть. И напрасно!

Есть фильмы, в которых отказались играть вообще все!

Cosmopolitan
Столбняк Столбняк

Есть ли риск подхватить столбняк сегодня

Здоровье
Почему ты еще не богата: 4 типа девушек, от которых Почему ты еще не богата: 4 типа девушек, от которых

Как распознать в себе транжиру и измениться?

Cosmopolitan
7 диагнозов, в которых чаще всего ошибается доктор 7 диагнозов, в которых чаще всего ошибается доктор

Даже самый квалифицированный доктор может ошибиться в диагнозе

Популярная механика
«Для инвестиций есть еще немало места на рынке» «Для инвестиций есть еще немало места на рынке»

«Эконива» планирует стать крупнейшим вертикально интегрированным агрохолдингом

Эксперт
Поп культура Поп культура

Новый хит московских клиник — инъекции для увеличения объема и омоложения ягодиц

Vogue
Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме» Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме»

Помощник президента назвал «путинизм» «хорошо работающим методом властвования»

Forbes
Открыть в приложении