«Мои неудачные инвестиции были связаны с переоценкой людей». Правила потребления главы OneTwoTrip Михаила Соколова
В новом выпуске «Правил потребления» бизнес-ангел и глава сервиса планирования путешествий OneTwoTrip Михаил Соколов рассказал о влиянии брендов на наше восприятие, об эволюции потребления и о том, почему опасно переоценивать людей
Чтобы разобраться, как современные предприниматели строят отношения с деньгами, Forbes Life запустил рубрику «Правила потребления». На этот раз мы поговорили с Михаилом Соколовым — CEO OneTwoTrip, председателем совета директоров Wheely и сооснователем MNFST. Выпускник Columbia Business School и Государственного Университета Управления, Михаил начал карьеру с работы в сфере инвестиций и вырос от аналитика до директора в инвестиционных банках Москвы и Лондона, включая Deutsche Bank и Barclays.
Вовремя почувствовать конъюнктуру
Мой первый предпринимательский опыт связан с очень эмоциональной историей. Однажды летом (мне было лет 11) мы с родителями поехали отдыхать в подмосковный пансионат. Родители были уверены, что летний отдых на свежем воздухе — это то, на что важно тратить деньги. Поэтому большую часть времени меня просили проводить на улице, заниматься спортом, который я тогда очень полюбил. Дети из пансионатской тусовки на тот момент были исполнены колоссального энтузиазма, коллекционируя наклейки разной тематики, которые вклеивались потом в специальные журналы. Мальчики собирали коллекции, связанные с футболом, с изображениями игроков национальных сборных, девочки вклеивали всяких рыбок и домашних животных. И в какой-то момент сложилась удачная конъюнктура. У критической массы детей тем летом альбомы были заполнены на 80%. И все очень активно искали недостающие наклейки. Я почувствовал благоприятный момент и смог купить пачки самых разных стикеров: и «рыбок», и «футболистов». А потом продавал их в единичных экземплярах тем, кому они были нужны. На эти первые заработанные деньги я купил маме шампунь с кондиционером — пару красивых заграничных бутылочек. В то время было очень много ТВ-рекламы и «ящик» рулил среди всех возрастных групп. В основном рекламировались иностранные consumer-бренды, а российские производители еще не выросли, чтобы активно продвигаться.
Идти по рациональному пути
Мне всегда приходилось выбирать, от чего отказываться. Этот уровень осознанности появился уже к семи – восьми годам. Но в моем детстве было совсем немного соблазнов, они стали появляться позже в невиданных для страны масштабах — товары продавались за валюту, появились заграничные вещи. Тогда я более отчетливо стал понимать, что может себе семья позволить, а что нет. Одним из основных принципов стало бережное отношение к вещам и понимание того, что они должны быть качественными, чтобы служить долго. Никаких заломов на книгах. Бережное отношение к обуви, чтобы она не разлеталась за месяц, чтобы ее не разъедало солью, которой у нас все поливают. Чувство от долгосрочного использования качественной вещи приносит большое удовлетворение, вне зависимости от того, это предмет гардероба или гаджет. А второе правило — принцип рационального выбора. Ребенком однажды я столкнулся с дилеммой. На день рождения мне приходилось выбирать между комбинезоном на зиму и машинкой на радиоуправлении. Комбинезон — базовая вещь, необходимая мальчику. Но представляете, как мне хотелось машинку. К тому моменту я уже приблизился к понимаю, что решение нужно принимать рационально — ведь машинка зимой не согреет. Я мучился, наверно, недели две — времени для страданий было предостаточно. Но в результате выбрал комбинезон, пойдя по рациональному пути.