В мире Чулпан
На канале «Россия-1» выходит сериал по бестселлеру Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» – о женщине из татарской деревни, переживающей все испытания, которые выпали на долю раскулаченных крестьян, – ссылку, голод, презрение государства. Главную роль исполнила Чулпан Хаматова
Наталья Родикова: Чулпан, как проходили съемки? Получили вы от этой истории чего хотели, ждали?
Чулпан Хаматова: Мне понравились съемки, понравилось работать с режиссером Егором Анашкиным. Хотя, честно говоря, мне немного не хватило серьезности разговора. Я понимаю, что зрители – это люди, которые пришли домой с работы, сели смотреть телевизор, чтобы отдохнуть, и на это надо делать скидку. Но, на мой взгляд, в этом желании поберечь зрителя немножко была упущена эта острая, лично для меня, очень царапающая, очень болезненная тема – раскулачивание. Но недавно я встретила автора книги, Гузель Яхину, она уже посмотрела первые 42 минуты фильма и сказала, что ей понравилось. Для меня мнение Гузель, конечно, важно.
Я знаю, что эта тема вам по ряду причин близка.
Мне вообще интересно исследовать, через что проходила моя родина, через какие трагические этапы, особенно при Сталине, и как это отражается на нас сегодняшних. Я подключилась к истории, которая описана в книге, просто молниеносно: мне было страшно вместе с героями, мне было больно вместе с ними, я не хочу, чтобы это повторилось никогда в жизни. И я в ужасе от того, что Сталину сейчас ставят памятники, что вообще как-то это имя опять вызывает сомнения – как к нему относиться. У меня не вызывает никаких сомнений, это убийца, преступник, человек, который заморозил мою страну на много-много лет.
Ваша личная семейная история похожа на то, что происходит в «Зулейхе»?
Очень похожа. История моей семьи очень помогла, потому что сохранились даже фотографии этой женщины – Зулейхи, которую, как и героиню книги, раскулачили в татарской деревне и выслали в Сибирь.
У вас в роду тоже была Зулейха? Кем она вам приходилась?
Да, была женщина с таким же именем. Это сестра отца моего дяди, которого зовут, как и меня, Чулпан. Папа у Чулпан был сослан и расстрелян, а его двоюродная или троюродная сестра – не помню уже, – она была раскулачена. И у меня есть ее фотографии, которые очень мне помогали в тот момент, когда всякие люди от исторических союзов пытались мне доказать, что без платка татарские девушки не ходили, что русских они не могли любить и так далее. Я показывала им фотографии этой татарской семьи, у меня были вещественные доказательства, что в 30-е годы, когда большевики были уже тринадцать лет как у власти, говорить о том, что татарские традиции, мусульманские традиции сохранялись такими, какими они были до революции, нельзя. Это было уже, в общем, неактуально. Но те, кто радеет за татарскую культуру и традиционный уклад жизни, сразу были против книги, а потом и во время съемок была от них критика… Честно говоря, я не умею вообще оглядываться на чужое мнение. Лично меня эта книга пронзила.
Такой тяжелый сюжет: лес, мороз, вода… Холодно было на съемках?
Знаете, я из такой актерской породы: когда тебе интересно – ты готов на все. И мороз, и плавать в холодной воде, сниматься по 16–18 часов в сутки, спать по 4–5 часов. Когда творчество начинает диктовать свои правила и ты в это погружаешься, меня уже эти бытовые штуки совершенно не волнуют. При этом экран может и не передавать того, что ты физически ощущаешь в кадре. Может быть мороз –40º, ты стоишь, не чувствуешь пальцев на ногах, а при этом в картинке сверкающий снег, солнце и абсолютная благодать.
Как вы с книгой встретились? Вам кто-то посоветовал?
Ну, во-первых, бурлила вся Москва, о книге говорили все. И еще, помню, мы стояли в очереди к Соловецкому камню (Чулпан говорит о «Возвращении имен» – акции в память о жертвах политических репрессий, которая проходит у мемориала Соловецкий камень. – Прим. Ред.) 3–4 года назад, стояли, мерзли, все обсуждали эту книгу и не могли понять, как ставить ударение – ЗулейхА или ЗулЕйха. В итоге я позвонила в Казань, спросила, потому что сама не знала, как правильно. Мне сказали, что ЗулейхА. Но книгу я очень долгое время не читала, потому что у меня есть такая идиотская особенность – мне хочется, чтобы это была книжка только моя. Все ждала, когда схлынет волна, когда она перестанет быть как экран телевизора, который смотрят все, и тогда я смогу ее присвоить. И когда через какое-то время книга попала мне в руки, я не могла оторваться – тоже идиотская особенность: если мне книжка нравится, я не могу сделать паузу, буду читать до конца, всю ночь, а утром ничего не буду соображать. С «Зулейхой» было именно так. Я дочитала, поразилась, кто этот автор, кто эта девочка, которая смогла всё так фантастически сконструировать, все эти легенды, сказки, суеверия в первой части, так долго и подробно. И потом это всё мгновенно исчезает с начинающихся изменений в жизни Зулейхи.
Я долго думала, анализировала, и мне в голову ни разу не приходило, что я могла бы сыграть эту героиню. То есть, конечно же, я сразу увидела, что это очень кинематографичная фактура и что это должен быть сериал, потому что в кино это все не вложить. Потом в какомто интервью я увидела у Гузель, что да, она писала это как сериал. А потом мне позвонил Вениамин Смехов: «Я тебе сейчас дам трубку, ты, наверное, ее знаешь, это Гузель Яхина, вы должны познакомиться». Я перестала дышать. А когда Гузель взяла трубку, я просто сказала ей спасибо за такую литературу, спасибо за талант, за внимание к этой теме, за то, что ей удалось меня и тысячу других людей втянуть туда, в ту историю нашей страны. И в процессе разговора она так в проброс сказала: «Ну, и конечно, я бы мечтала, чтобы вы ее сыграли, до свидания». И все это повисло в воздухе. Я даже не стала вслушиваться в эти слова, потому что это было чтото из области совершенно невероятного.
Потом прошло еще какое-то время, я встречаюсь с мэром города Казани, с Ильсуром Метшиным, мы разговариваем про эту книжку, и он говорит: «А вообще вы обе из Казани – ты, Гузель, и если бы съемки проходили здесь и ты бы сыграла главную роль, то город бы сделал все возможное и невозможное, чтобы эти съемки состоялись. Мы бы помогли и финансово, и с локациями, и с жильем». К этому моменту я уже знала, что «Россия-1» купила права на книгу, и позвонила им робко: мол, не могу вам не передать, есть такое предложение, вы совершенно свободны в выборе главной героини, это должно быть художественное решение, решение режиссера, кого он видит в этой роли, поэтому я просто вам говорю, что есть такое предложение… И дальше слышу в ответ: «Да, мы знаем, что вы будете играть Зулейху». Я говорю: «Нет-нет, вы меня сейчас неправильно поняли, это я вам сказала не для того, чтобы вы мне так ответили». – «Все так и есть, вы должны играть». Но я опять сделала вид, что не слышала этой счастливой информации.