Клуб GQ / Бозон
Играй, гормон
Котик и мразь одновременно? Патриот и ксенофоб? Как это может сочетаться в одном человеке? Всему виной окситоцин.
Недавно я плюнул в пробирку. Ее забрала девушка в белом халате и отнесла в лабораторию. А через две недели я получил подробный отчет о своих корнях, начиная от исхода моих далеких человекообразных предков из Восточной Африки. Оказалось, что во мне есть кровь североамериканских индейцев — доли процента. Есть финны и удмурты. Немало западных славян. Но ни единой капельки грузин. Я не на шутку расстроился: согласно семейной легенде, мой прапрадед увез прапрабабку из солнечного Зугдиди. Грузинскими предками я объяснял свою горячность, любовь к шумным застольям и пространным тостам. Но природа обманула меня. А может, обманули родственники. Много лет я обманывал себя сам, с любовью пестуя грузинские черты характера.
Хорошо объяснять свой характер менталитетом. Но еще лучше — биологией. И здесь открываются самые широкие возможности для самооправдания. Вот есть такой гормон — окситоцин. Это молекула из девяти аминокислот, которая у человека и других позвоночных выделяется в особом отделе мозга — гипоталамусе. Как и у других гормонов, у окситоцина есть множество функций, далеко не все из которых в полной мере изучены, по‑видимому, главные из них — подготовка женского организма к родам и лактации, то есть кормлению грудью. Но выделяется он и у мужчин. За окситоцином прочно закрепилась репутация волшебного эликсира, отвечающего почти за все хорошее в нашем поведении. «Гормон любви», «молекула доверия», словом, когда хочется найти физиологическое объяснение какой-нибудь добродетели, окситоцин — один из первых кандидатов. Ребята на плохих космических кораблях побеждают ребят на хороших? Потому что у них любовь, доверие и готовность жертвовать собой. Окситоцин важнее бластера.
Японские ученые утверждают, что во время игры владельца со своей собакой у обоих в мозге повышается уровень окситоцина. Немецкие психологи настаивают, что, если впрыснуть мужчине раствор окситоцина в нос, он с большей вероятностью будет хранить верность подруге. Любимый многими учеными эксперимент: чем выше уровень окситоцина, тем большую склонность к кооперации демонстрируют тестируемые в различных экономических играх вроде «дилеммы заключенного», в которых проявленное обоюдно доверие ведет к большему выигрышу для обоих игроков. Да чего уж там, было исследование, показавшее, что доза окситоцина заставляет человека чаще смотреть в глаза собеседнику. И это у людей — у животных (на которых, по понятным причинам, проще ставить эксперименты) все еще более лихо. Мыши с отключенным геном окситоцина перестают узнавать сородичей. А если девственной крысе впрыснуть окситоцин в мозг, она начинает заботиться о чужих крысятах, которые без укола ей, вообще‑то, интересны разве что в качестве еды. Словом, настоящий мимими‑гормон.