«Опытный лучник»: куда летели стрелы?
«Хотят ли русские войны?» — фраза, заезженная до зубовного скрежета. Традиционно её используют для демонстрации миролюбия: «Мы против кровопролития, мы за жизнь, мы за добро». Только вот декларируемый этот пацифизм часто удивительным образом уживается с паранойей, способной привести к самым страшным последствиям.
«Вражды минувших дней раздор кровавый»
Ни для кого не секрет, что в период холодной войны политическое противостояние регулярно грозило обернуться противостоянием военным. Наученные горьким опытом Второй мировой, Запад и Советский Союз относились друг к другу как к потенциальному источнику агрессии и годами наращивали ядерный потенциал. Но ближе всего к краю пропасти страны подошли в 1983 году, когда НАТО начала учения Able Archer — «Опытный лучник», в ходе которых отрабатывались действия альянса в случае ядерной войны.
Разумеется, всё началось не с самих учений. Напряжение росло годами, и обе стороны старательно поддерживали накал страстей.
Пожалуй, наиболее острую фазу следует отсчитывать от 1976 года, когда Советский Союз начал размещать в западной части страны свои ракетные системы «Пионер», которые не попадали под установленные в результате переговоров ограничения по дальности, но представляли серьёзную угрозу для Европы. Разумеется, такое соседство ни у кого из оппонентов СССР восторга не вызвало. В качестве ответной меры и после долгих переговоров было принято «двойное решение НАТО», в соответствии с которым США разместили в Европе свои ракеты.
Этот обмен любезностями (на фоне введения советских войск в Афганистан) усилил параноидальные настроения советских властей. В мае 1981 года состоялось закрытое заседание политбюро ЦК КПСС при участии высокопоставленных чинов КГБ. Именно на нём было объявлено, что США готовят ядерное нападение на Советский Союз. И здесь же зародилась операция РЯН — «Ракетно-ядерное нападение».
Вопреки названию, программа эта не подразумевала нападения на другие страны. Целью операции был прежде всего сбор информации о потенциально готовящихся ударах со стороны Запада и только затем — их предотвращение. С этого момента советская агентура заработала гораздо активнее, чем прежде. Но это было лишь начало.
Осенью того же года СССР совместно со странами Варшавского договора провёл учения «Запад-81». По масштабу они были сравнимы с наступательными операциями времён Великой Отечественной войны. Через год — учения «Щит-82», отрабатывавшие полномасштабную ядерную войну с НАТО.
Финальным штрихом к этой череде обострений, предшествовавшей «Опытному лучнику», стало крушение южнокорейского самолёта Korean Air 007 1 сентября 1983 года. Волна антисоветизма, поднявшаяся тогда на Западе, вряд ли имеет много подобных себе в истории.
Кто прав, кто виноват
Не стоит при этом возлагать всю ответственность за обострение на Советский Союз. Стратегическая оборонная инициатива Рейгана, известная также как «Звёздные войны», была однозначно воспринята Москвой как попытка милитаризации космоса и ухода от ядерного паритета. Риторика президента США также не способствовала разрядке международной напряжённости.